...или синица в руках - лучше чем утка под кроватью.
2005-й год. В то время я ещё работал на фирме, и форексом занимался лишь попутно, хотя времени последнему уделял всё больше. В конце 2004-го я выдал всем своим работникам зарплаты и новогодние премии, и так получилось, что сам на праздники остался совершенно без денег. У меня было три небольших счёта в разных ДЦ, я закрыл их и снял все средства, дабы нормально отдохнуть на выходных. Отдых удался, но 2005-й год я начал буквально с чистого листа.
В феврале я открыл в одном ДЦ счёт на 200 долларов, и принялся его наращивать. Работать с таким депозитом было трудно и очень опасно, поскольку счёт был не центовый, и минимальный объём в том ДЦ составлял 0.1 стандартного лота. Но всё-таки мне повезло, и к концу марта на счёте уже красовалась тысяча (моя изначальная цель). С этими деньгами работать было уже проще, и я немного расслабился. Через неделю тысяча принесла мне 200 долларов, которые я тут же снял и открыл ещё один счёт.
И тут я понял, насколько важна психология. Когда у меня было только две сотни, торги шли очень тяжело. Я пару раз их чуть не сливал, и помогало только везение. Но когда у меня уже была тысяча, то двумя сотнями на другом счёте я торговал буквально играючи. Мне не было страшно их потерять, и я не спешил их быстрее взрастить. Открывал позиции только когда по основному счёту шёл плюс, минусы пересиживать не приходилось. В общем, суть такова, что через две недели я из этих двух сотен, незаметно для себя, сделал ещё одну тысячу. А через месяц такой работы у меня уже было три счёта по тысяче, которые еженедельно приносили мне в сумме 600 долларов прибыли (всё, что свыше 1000 я раз в неделю снимал).
Проработал я таким образом целый год, без сучка и задоринки. Жизнь казалась настолько прекрасной, что в 2006-м я ушёл со своей основной работы. Чтобы было понятно, насколько прекрасной казалась жизнь, уточню - ушёл я с одной из самых крупных в городе фирм по продаже компьютерной техники. Пять магазинов, склад и сервисный центр, почти 40 работников. Работал я там... основателем и совладельцем.
Но вернёмся к торговле. Всё было прекрасно, я много зарабатывал, жил на широкую ногу, покупал дорогие вещи, ел только в ресторанах, много путешествовал, при этом не был связан никакими обязательствами и ответственностью. Просто сказка какая-то, и меня, как врождённого раздолбая, это радовало настолько, что я даже по утрам просыпался с улыбкой. Сейчас думается, что это было самое счастливое время в моей жизни, до тех пор, пока не случился... Инвестор.
Мне часто задают вопрос "чем ты занимаешься?", ответить на который порою очень трудно, поскольку задают его разные люди, и далеко не всем можно растолковать, что такое торговля на форексе. Дабы не тратить время на бесполезные разъяснения, я всем отвечаю одно и то же - "всякой ерундой". Человек понимает, что я либо не хочу говорить о своих занятиях, либо действительно долго объяснять. Обычно действует, но не в этот раз.
Передо мной сидел мужчина лет сорока, с коротко стриженными русыми волосами и суровым выразительным лицом. Волевой подбородок выдавал в нём сильную натуру, а манера разговора и поведение ещё больше подчёркивали эту черту его личности. Одет он был небрежно, но эта небрежность не резала глаз. Ясно было только то, что этот человек даже не пытается выразиться с помощью одежды или каких-то аксессуаров. Звали этого человека Виктором. Знал я его уже давно, но чем он занимается для меня было такой же загадкой, как и для него то, чем занимаюсь я.
- Ну а всё же? Ты же не просто так забросил своё дело? - не унимался Виктор, продолжая сверлить меня пронзительным взглядом.
- Ответственность замучила, вот и забросил. Теперь я свободный художник - попытался отмахнуться я.
- В бандиты подался, что ли? - с почти нескрываемым сарказмом продолжал настаивать Виктор.
- Нет, торгую - ответил я, уже предвкушая последующие расспросы.
- Интересно, чем? - Виктор с удивлением поднял бровь.
- Деньгами.
- Валютчик? - заулыбался Виктор.
- Не совсем - вздохнул я, поняв, что разговора не избежать.
- Ну так разъясни.
- А ты вообще с какой целью интересуешься? - я решил применить последний приём.
- Да ладно тебе. Интересно просто, может чем помочь смог бы, если надо - обиделся Виктор.
Затем, в нескольких словах я объяснил ему суть торговли на форексе, рассказал примерно, что к чему, и как оно происходит. К моему удивлению, Виктор уловил всё довольно быстро и адекватно.
- Так, значит, ты торгуешь деньгами за деньги и на этом делаешь деньги? - подытожил Виктор.
- Что-то типа того - подтвердил я.
- Да, интересно. А вот если я тебе дам тыщу баксов, ты мне сделаешь две? - в его голосе опять слышался сарказм.
- И в этом твой интерес? - попытался сострить в ответ я.
- Но ведь там можно и серьёзными деньгами заходить? - заинтересовался Виктор.
- Ну, реальные пацаны так и делают - согласился я.
- А ты, стало быть, не реальный? - подзадорил Виктор.
- Денег должных не имею пока - парировал я.
- Ну так это вопрос решаемый - многозначно подмигнул Виктор.
В общем, если упустить художественные подробности, то суть предложения Виктора заключалась в том, что он выдаёт мне 50 тысяч в управление, с которых я ежемесячно буду аккумулировать некий процент. Через год я должен был вернуть ему деньги плюс оговорённые проценты, а всё, что останется - я мог оставить себе. Предложение выглядело довольно заманчиво, особенно учитывая тот факт, что Виктор предложил мне самому назвать ежемесячный процент, то есть, не выставлял никаких условий. Честно говоря, то, что я имел на тот момент, меня вполне устраивало, и что-то менять в своей работе мне не сильно хотелось, но наотрез отказываться я тоже не хотел. Поэтому я назвал ему такие условия, от которых он должен был отказаться сам. Ежемесячный процент я установил 8.35, и отсчитывался он не от остаточной суммы, а от изначальной, то есть, от 50-ти стартовых тысяч. Это означало, что взяв у Виктора эти деньги, через год я должен был отдать ему 100 тысяч.
Я на полном серьёзе полагал, что от таких условий Виктор откажется, и мне не придётся брать на себя какие-либо обязательства. Но к моему глубочайшему изумлению, он моментально согласился, даже не попытавшись торговаться.
Никакого договора мы не заключали. Расписки о полученных деньгах я не писал. Просто на следующий день мы с Виктором встретились в той же кафешке, и он принёс в полупрозрачном полиэтиленовом пакете здоровенный пресс стодолларовых купюр. Вывалив баксы на стол, он с серьёзным видом попросил их пересчитать. И пока я, ошалелый от такого расклада, пересчитывал деньги на глазах у офигевших посетителей кафе, Виктор сосредоточено пытался чего-то там прочитать в своём мобильнике.
- Ненавижу, блин, когда этими английскими закорючками пишут русские слова - злобно прорычал Виктор.
- Здесь больше, чем договаривались - проигнорировав его протест транслиту, заметил я.
- Там 51-на штука должна быть. Есть такое? - включился в разговор Виктор.
- Да, а зачем лишняя тысяча? - поинтересовался я.
- Ишь ты, какой бодрый! Тыща для него уже лишняя - заулыбался Виктор - Ты, это, переводить же там чего-то будешь, а за переводы обычно прОцент берут. Вот и заплатишь с этой тысячи, чтобы полтину не разбивать. А если останется чего, то считай что бонус такой.
- Не знал, что ты такой заботливый - отметил я - но договор всё же заключить не мешало бы.
- На кой бумагу марать? Ты же делом занимаешься, а не кидаловом каким, правда? - Виктор произнёс эти слова с улыбкой на лице, но что-то в его голосе дало мне понять, что договор ему действительно не нужен.
- Терминал когда тебе ставить будем? - поинтересовался я.
- Какой такой терминал? Куда ставить? - изумился Виктор.
- Ну, торговый терминал. На компьютер. Чтобы ты наблюдать мог, как торги продвигаются - разъяснил я.
- Ты чего, считаешь, мне больше заняться нечем, кроме как смотреть за тем, как ты там цифры свои гоняешь? Я же всё равно нихрена в этом не понимаю, чем я тебе помогу? - искренне удивился Виктор.
- Ну, в данном случае, я не свои, а твои цифры гонять буду. Думал, может тебе интересно будет понаблюдать.
- Не надо. Я лучше по телефону у тебя о делах справляться буду. А то ещё глядишь, и мне тебя в свои дела посвящать придётся - засмеялся Виктор.
В общем, домой я возвращался довольный, несмотря на то, что изначально не хотел в это ввязываться. Это не удивительно - дали денег, предоставили полную свободу действий, никакого контроля и психологического давления. Просто идеальная ситуация. Заветный миллион уже почти физически ощущался в кармане штанов. Ведь с тысячи в неделю делаю 20%, а что мешает делать их с 50-ти тысяч? А потом с 60-ти, 100-а, 200-т...
Вот с такими радужными мыслями я провёл весь следующий день, пока деньги переливались на свеженький депозит. Вечером намечался хороший вход по евробаксу, на трёх своих счетах я уже встал в шорт. С той же целью залогинился на счёт Виктора, и тут как обухом по голове - это ж какие деньги! А что будет, если солью? Раньше я сливал только своё, и ответ ни перед кем не держал. Слил, ну и фиг с ним, заработаю ещё. Но тут ведь отдавать придётся, а 50к - сумма неподъёмная, со своих не отдам, в случае чего. Блин! Какие 50к? Отдавать же 100 надо будет!
И с этого момента буквально всё пошло наперекосяк. День за днём, неделю за неделей я сливал и не мог ничего заработать. Я не понимал, почему так происходит, из-за чего у меня не получается торговать. На флетах и на гепах, на спокойном рынке и на новостях - я сливал везде и на всём. Поразительно, но на своих трёх счетах я при этом продолжал стабильно зарабатывать. Как такое могло быть, я не понимал, и это ещё больше выводило меня из равновесия. Все прибыли с моих трёх тысячных счетов уходили на поддержание умирающего счёта Виктора, но даже они в сумме не могли перекрыть потери. В конце каждой недели я доливал 50-тысячный депозит, но он всё равно продолжал планомерно снижаться.
На исходе третьего месяца, я решил, что проблема заключается в том, что я размениваюсь на мелочи. Надо сосредоточиться, взять себя в руки и сконцентрировать внимание только на одном счёте. Я взял двухнедельный отдых и не занимался торговлей вообще. После этого, я вновь подошёл к делу, с полностью свежей головой. Свои счета я закрыл, добавил к ним все деньги, которые имелись в наличии, и перевёл всё это на почти вдвое исхудавший счёт Виктора. Получилось почти 50к. То есть, можно начинать сначала. Забыв обо всех прошлых неудачах, я так и поступил.
Виктору о происходящем я не врал. Честно говорил, что есть проблемы. Честно признавался, что проблемы эти заключаются во мне самом. Его, правда, это мало интересовало, да и вообще складывалось впечатление, что о деньгах своих он подзабыл. Но я знал, что это не так, поэтому рассказывал всё сам, даже когда он не проявлял видимого любопытства. Звонил он редко, а виделись мы ещё реже, поэтому явного давления я не ощущал. Но всё равно чувствовал себя уродом, сливающим чужие деньги.
Второй старт удался не намного лучше первого. Каких-то ощутимых прорывов не наблюдалось, хотя планку в 50к я всё же покорил. Грела мысль, что есть деньги на возврат хотя бы первоначального долга. Но до 100 тысяч было ещё очень далеко. Кроме того, свои счета я позакрывал, а следовательно, зарабатывать себе на жизнь мне было нечем, ведь на счёте Виктора я работал пока ещё только в долг. Масла в огонь добавляло ещё и то, что своих денег у меня уже не было. Время шло, и я потихоньку начал залезать в долги. Торговля по-прежнему не ладилась, а долги всё росли. Время от времени, я снимал небольшие суммы, чтобы платить за свет и интернет, и покупать себе сигареты.
Надо ли говорить о том, что привыкать к такой жизни было невыносимо трудно? Когда переходишь с зарплаты в 2000 гривен на доходы в 100 долларов в день, это, конечно же, заметно, но привыкаешь очень быстро. Но когда 600 долларов в неделю (которых уже и так не хватало) превращаются в 100 долларов в месяц - это просто невыносимо терпеть. Масштабы трагедии были настолько ужасны, что некоторые из тогдашних долгов, висят на мне по сей день.
Закончилось всё далеко не хеппи-эндом, в конце года я вернул Виктору чуть больше 80-ти тысяч долларов, что значительно меньше обещанной вначале сотни. Виктор оказался понимающим, и стрелять в меня не стал, за что ему, конечно же, спасибо. Как оказалось позднее, для него это вообще были не деньги, и давал он их мне больше из любопытства, что получится. Если бы я знал об этом вначале, возможно всё обернулось бы по-другому. Но сейчас вышло так, что в 2007-й я вошёл гол как сокол, плюс по уши в долгах. И весь год целиком посвятил отрабатыванию этих долгов.