Идея состоит в следующем: даже при временном повышении инфляции, "реальные" процентные ставки, то есть номинальные ставки минус инфляция, понизятся, простым обывателям и предприятиям станет невыгодно наращивать объемы сбережений, и они начнут их тратить на собственные нужды и инвестиции.
Подобный подход, однако, вызывает массу вопросов как у чиновников ФРС, так и у других сообществ. ФРС может потерять репутацию эффективного борца с инфляцией, завоеванную тридцать лет назад, если позволит ценам вернуться на уровень 1970-х годов, резко повысив процентные ставки. "Это большая ошибка", – считает специалист по истории Центробанка из Университета Карнеги-Меллон Аллан Мельцер. – "Рост инфляции не поможет нам решить проблему. Любой положительный результат будет носить временный характер, а экономике будет нанесен ущерб, который проявится позднее".
Другие специалисты предупреждают, что рост инфляции выше уровня ЦБ может напугать население, создаст риск возникновения финансовых пузырей и дестабилизирует рынок. По их словам, политика ФРС уже ослабляет доллар, и в результате растет популярность золота и сырья. "ФРС идет по минному полю, которое видит перед собой впервые", – говорит валютный стратег BMO Capital Markets Эндрю Буш.
Учитывая, что краткосрочные ставки ФРС уже приблизились к нулю, уровень инфляции низок и колеблется в диапазоне от 1% до 1,5% при том, что уровень ЦБ составляет 1,5-2%, показатель безработицы очень высок и достигает 9,6%, от Федрезерва ожидают, что он возобновит скупку активов, чтобы снизить долгосрочные ставки.
На прошлой неделе два чиновника ФРС предложили открыто стимулировать инфляцию в течение некоторого времени, чтобы предотвратить ее падение ниже уровня ЦБ. Президент Нью-йоркского федерального резервного банка Уилльям Дадли предположил, что если в следующем году темпы роста инфляции не дотянут до уровня ЦБ на половину процентного пункта, то ФРС может компенсировать эту "недостачу", добавив половину процентного пункта позднее.
В своем интервью чиновник Чикагского федерального банка Чарльз Эванс сообщил: "Мне кажется, что если мы найдем способ понизить реальные процентные ставки, и таким образом сократим объем избыточных сбережений у бизнеса и населения, это поможет нам стимулировать экономику".