Довелось как-то ехать в маршрутке (о том, в какой маршрутке, и куда я ехал - потом напишу отдельно). Ехал долго, часа четыре, а может и того больше. Чтобы как-то развлечь себя и пассажиров, водитель включил музыку - самопальный компакт-диск с подборкой, по всей видимости, своих любимых песен. Содержание диска тут же привлекло к себе моё внимание, причём - самое пристальное, ибо такой, мягко говоря, странной подборки мне ещё слышать не приходилось. На диске, в порядке "через одну" был записан жёсткий тюремный шансон и украинские народные песни. Согласитесь - сочетание весьма нетипичное. Нет, я конечно понимаю, что человеку вполне могут нравиться оба этих музыкальных жанра, но музыку обычно слушают под настроение, а настроение, к примеру, у "Владимирский централ" и "Ти ж мене пiдманула" - оно совсем немного разное. Но у водилы эти песни шли именно через одну.
Поскольку бежать с подводной лодки - оно себе дороже, то пришлось и мне становиться невольным слушателем столь интересных водительских изысков. По ходу прослушивания возникали различные мысли. Думал много и всякое. И вот что надумал.
Про шансон.
Сразу хочу отметить, что я - не любитель шансона. Так уж сложилось исторически, что душевные переживания уголовников, а также рифмованные рассказы о тяготах их пребывания в местах не столь отдалённых, меня не трогают совершенно. Даже такой нетленный шедевр как Владимирский централ покойного Михаила Круга не вызывает у меня ровным счётом никаких эмоций. Тем не менее, я не могу не признавать тот факт, что довольно внушительная часть сограждан с вожделением слушают именно этот жанр музыки, и, кстати говоря, имеют на это полное право.
Но дело в том, что действительно качественный шансон встретить удаётся весьма редко. Вот, к примеру, качественный шансон пел незабвенный Владимир Семёнович Высоцкий. Причём делал он это высококлассно - с чувством, с надрывом, с расстановкой. Вообще, Высоцкий был гениальным творцом. Когда он пел о войне - слушатель был уверен, что Владимир Семёнович сам бывал на фронте. Когда пел о зоне и ментах - слушатель был твёрдо убеждён, что он сидел. И хотя, на самом деле, Высоцкий не имел никакого отношения ни к войне, ни к уголовному миру, он мог заставить аудиторию поверить. А это - признак гения. Но речь сейчас не о Высоцком.
Так вот, хорошего шансона - крайне мало. А то, что слушают широкие народные массы - в основном блатняк. К блатняку у меня уже не такое спокойное отношения как к шансону. Ну, то есть, я так же признаю право сограждан увлекаться тем, что им по душе, но самому мне слушать блатняк крайне неприятно. Кроме того, в виду наличия весьма грубых жаргонных, а нередко и матерных оборотов, считаю, что эта музыка отнюдь не для публичных мест. Особенно, если в этих местах присутствуют дети.
К сожалению, культура поведения в общественных местах - это не наша национальная фишка. Так, наши граждане вполне спокойно приносят с собой в кинотеатры попкорн, пирожки и всякие напитки, громко чавкая всем этим делом прямо во время сеанса, и совершенно не заботясь о том, что возможно запах, чавканье и шелест упаковок кому-то мешает. Так, наши граждане совсем даже запросто заходят в общественный транспорт с чебуреками, мороженым или пивом, не обращая при этом никакого внимания на других пассажиров. Точно так же, наши граждане громко слушают матершину и блатняк, полагая, что раз им такое нравится, то и всем окружающим, соответственно - тоже.
Поэтому, если человек слушает блатняк у себя дома, в машине или в наушниках, считаю это его личным делом, и отношусь к этому вполне нормально. Но если блатняк играет в такси или маршрутке - прошу водителя выключить. Так же было и в этот раз. Прослушав несколько высокохудожественных композиций про сук, козлов, мусоров и лярв - попросил водилу переключить. Попросил вежливо, мотивировав просьбу тем, что в маршрутке полно народу, среди которого немало также и детей. Водитель просьбе внял, даже не огрызаясь, и уже было потянулся к проигрывателю, но тут случилось неожиданное - со всей маршрутки раздался недовольный ропот, причём не в адрес водителя, а в мой. Что характерно, больше всех роптала молодая мамаша с ребёнком лет пяти на руках.
Народ резко осудил мой порыв, призывая шофёра оставить такую хорошую, душевную музыку. Мне же, в довольно резкой форме порекомендовали сесть и заткнуться. А если не нравится музыка - не слушать. Рекомендация, надо отметить, довольно странная, ибо с трудом представляю себе, как можно не слушать то, что играет вокруг тебя. Портить настроение себе и окружающим у меня не было ни малейшего желания, тем более что дорога предстояла неблизкая, и несколько последующих часов находиться в замкнутом пространстве с враждебно настроенными пассажирами, и питаться негативной энергетикой я не хотел. Да и присутствовавшим детишкам наверняка полезно будет расширить свой лексикон новым столь интересными словами. Родителям-то оно виднее - как правильно воспитывать своё чадо. Поэтому спорить я ни с кем не стал, и, накинув заранее припасённые наушники, упёрся взглядом в пролетавшие за окном пейзажи, слушая при этом уже что-то своё.
Про фольклор.
Всегда с интересом наблюдал за фольклором. Почему? Да потому, что изучая народное творчество, можешь узнать об этом народе много чего интересного, даже не углубляясь в документальные исторические материалы. В народных сказках, песнях и пословицах обычно чётко отображены все людские проблемы, волнующие граждан вопросы, духовный настрой населения и многое другое. А если, к примеру, знать приблизительное время появления той или иной сказки или пословицы, и сопоставить её с тогдашними историческими событиями, то получается весьма яркая и информативная картина. Фольклор дополняет историю и сильно облегчает её изучение, поскольку история - это чёрно-белый документ, в котором изложены, как правило, лишь сухие факты, а фольклор - это цветные картинки, иллюстрирующие скучный исторический текст.
Чтоб было яснее, о чём идёт речь, следует коснуться ещё и самого понятия "народный". На самом деле, не существует никаких народных песен или народных сказок, поскольку народ никогда не собирался кучей для того чтобы что-то сочинить или написать. У каждого произведения есть конкретный автор, вне зависимости от того, что это за произведение. Просто имена этих авторов нам не всегда известны. Они - обычные выходцы из народа, которые что-то создали. Людям, соответственно, созданное понравилось, в результате чего, они начали повторять, перепевать или пересказывать произведение. Если автор воспользовался обретённой славой - мы его знаем, как, к примеру, Тараса Шевченко и его произведения. Если автор славой не воспользовался - его творение становится народным.
Такие авторы есть везде, и были во все времена. В любом селе есть дядька, который что-нибудь творит. Но у людей, понятно, популярностью пользуются далеко не все произведения. Повторять и пересказывать потомкам будут только то, что зацепило за живое или явилось насущным. Таким образом, можно утверждать, что популярность обретают те творения, которые выдаются актуальными для своего времени, или метко отображают людские настроения. Впоследствии они называются "народными".
Но вернёмся к песням. О чём поёт народ? Очевидно - о том, что его терзает и волнует, что актуально и болит. Если идёт война - люди поют о войне. Если лютует царь-батюшка - поют о тяжком крепостном режиме. Если всё спокойно и людей ничего не волнует - они поют о любви.
Понятно, что в наше время уже не актуальны древние революционные марши и думы кобзарей о панщине. Поэтому всё народное творчество, которое мы слушаем в виде песен сейчас - оно, в основном, о любви. Именно такие песни и звучали вперемешку с блатняком в той злосчастной маршрутке. Но даже из любовных песен при желании можно почерпнуть немало интересной информации. Вот, к примеру, об отношении между мужчиной и женщиной на Руси.
Предупреждаю сразу - убеждённым феминисткам далее читать строго противопоказано. Во избежание получения моральных травм различной степени тяжести. Оно и не удивительно, поскольку даже меня - отнюдь не феминиста - сильно поразил накал сексизма в творчестве наших совсем недавних предков. Немедленно вспомнился плакат из прекрасного фильма Белое солнце пустыни, который висел над оккупированным советской властью гаремом: "Женщина - она тоже человек". Вот у нас таких плакатов никогда не было. А зря. Поскольку украинские женщины всегда были притеснены в правах по сравнению с мужчинами. Хотя, справедливости ради надо сказать, что в отличие от тех же Демократических Штатов, где женщинам и неграм лишь недавно разрешили принимать участие в выборах, явной дискриминации по половому признаку у нас не наблюдалось.
Но всё же, разница в отношении к полу была. И эта разница чётко прослеживается в фольклоре. Взять, к примеру, известную всем украинскую народную песню в прекрасном исполнении трио Маренычей, которой я имел удовольствие насладиться - Несе Галя воду. Вот, хотелось бы беспристрастно разобрать её текст на предмет логики происходящего.
Несе Галя воду, коромисло гнеться,
За нею Іванко, як барвінок в’ється.
Возможно, не всем городским жителям доподлинно известно, что такое коромысло. Докладываю: коромысло - это такая толстая деревянная палка с крючками на обоих концах, на которую цепляются вёдра с водой, в количестве двух штук сразу. Палка эта придумана для облегчения процесса транспортировки вёдер. Носится, как правило, на плече, позволяя, при необходимости, переносить два ведра по сути одной рукой. Палка, подчёркиваю, толстая, примерно как женское запястье, что значит - она сама по себе уже имеет ощутимый вес. В данном же случае, она ещё и гнётся, что говорит о достаточно ощутимом весе вёдер с водой. Пробовали ли вы согнуть деревяшку толщиной с запястье? Нет? Попробуйте. Это - чтоб примерно оценить общую нагрузку на Галин позвоночник.
И вот, значит, Галя, судя по всему - молодая красивая девушка, прёт на себе такую ношу. А за ней - Ваня увивается. Очень, кстати, хорошее подобрано слово. Увиваться - значит не просто следовать, а следовать с явно выраженными намерениями сексуально-любовного характера. Говоря современным языком - Ваня подкатывает к Гале яйца.
При этом заметьте, он не берёт у неё вёдра с водой, да и вообще - не проявляет ни малейших намерений помочь девушке. Он просто вьётся за ней. А поскольку дальнейший текст песни не выражает по этому поводу никакого осуждения, надо понимать, что данная ситуация - характерна для отношений того времени.
- Галю ж моя, Галю, дай води напиться.
Ти така хороша - дай хоть подивиться!
И вот Иван переходит от простого увивания к активной фазе - просит у Гали попить. Очевидно, что просьба - это лишь предлог для разговора, поскольку сразу же за ней следует комплимент. По факту - Ваня привлекает внимание Гали, и воспользовавшись им - выражает ей свои чувства. Техника, в принципе, годная к употреблению, но вот исполнение - весьма странное, мягко говоря. Ну, это типа как с сиденья кадрить девушку, стоящую в переполненном автобусе, но при этом не уступить ей место.
- Вода у криниці, піди та й напийся,
Я буду в садочку - прийди подивися.
Вполне естественная попытка отказа со стороны Гали. Но какая-то совсем нерешительная. Вероятно, Иван ей тоже нравится, поскольку Галя ясно намекает на то, где он сможет её найти. Это ещё раз подчёркивает характерность такой ситуации для тогдашних отношений. Любая современная девушка, на месте Гали, сказала бы что-то вроде: "Слышь, ты, гуманоид. Смолы горячей напейся! Нет, чтоб помочь, так он ещё и сам пить просит. Мудила!" - но в песне этого нет, а следовательно - сказать такое тогдашняя Галя не могла по определению.
- Прийшов у садочок, зозуля кувала.
А ти ж мене, Галю, та й не шанувала.
И что мы видим? На несмелую попытку отказа, Ваня тут же отвечает прямым укором. Мол, ты, Галя, совсем охренела? Не уважаешь меня? И заметьте - они даже не муж и жена! Это он так за ней увивается. Какой должна быть нормальная реакция девушки, за которой вот так увиваются? Очевидно - резкий и решительный ухажёра посыл в пеший вояж с эротическим уклоном. Возможен также сопроводительный удар по морде лица. А при попытках дальнейшего домогательства - звонок в милицию. А что вместо этого?
- Стелися, барвінку, - буду поливати,
Вертайся, Іванку, - буду шанувати.
А вот что - полная капитуляция, извинения, покаяния и просьба вернуться! То есть - Галя и дальше готова самолично таскать воду на коромысле, поить морального урода Ваню, терпеть его хамство и упрёки, и при этом всём - она обещает его уважать!
И тут, вот, вроде как очевидно, что Иван - наглый и ленивый хам, а Галя - глупая и беспринципная подстилка. Но нет. Песня-то народная, о любви. А раз народная - знать народ её пел и считал описанные отношения вполне нормальными. Вероятно, они примерно такими и были.
Вот ещё одна замечательная народная песня. На этот раз уже про супружескую пару. В песне обсуждается банальный и жизненный вопрос, который ежедневно возникает в миллионах семей по всему миру - приготовление ужина. Поётся песня двумя голосами - мужским и женским, и соответственно - имеет вид диалога.
Ой, мій милий вареничків хоче.
Ой, мій милий вареничків хоче.
- Навари, милая, навари, милая,
Навари, уха-ха, моя чорнобривая.
Ну, пока вроде как всё нормально. Муж захотел есть и попросил жену сварить вареников. Феминистки, конечно, могут недовольно кривиться, но даже сейчас, в 21-м веке, в большинстве семей еду готовит именно жена.
- Та дров же немає, милий мій миленький,
Та дров же немає, голуб мій сизенький.
- Нарубай, милая, нарубай, милая,
Нарубай уха-ха, моя чорнобривая.
И тут - опа! Сюжетный поворот настолько мощный, что я, когда впервые услышал, отпавшей челюстью прибил пальцы на ногах.
Дам краткое пояснение. В сёлах, которые составляют большую часть народонаселения нашей страны, еду готовят на печи (это даже сейчас, не говоря уже о давно минувших временах). Печь топится дровами, которые необходимо предварительно заготовить и наколоть. Колют дрова специальным инструментом - топором. Работа это физическая, причём весьма тяжёлая и крайне изнурительная. Заготавливают дрова летом, и заготавливают много, дабы хватило на весь отопительный сезон, и чтоб зимой, в морозы, не приходилось их колоть, ибо пока наколешь - дом остынет, а его обитатели - замёрзнут.
А тут, значится, дров нет. О чём это говорит? О том, что мужик в семье лентяй, и ни разу не хозяин. Мало того, он не изъявляет ни малейшего желания выполнять свою прямую обязанность, возлагая сугубо мужское дело на женщину. Шикарно.
- Та й сил же немає, милий мій миленький,
Та й сил же немає, голуб мій сизенький.
- Помирай, милая, помирай, милая
Помирай уха-ха, моя чорнобривая.
А вот такого пассажа, я, даже при всей своей извращённости, не ожидал. Во-первых, жену совершенно не удивляет, что муж предлагает ей колоть дрова (и это уже весьма интересно). Она не говорит ему "а не пошёл бы ты в жопу, дорогой", а лишь сообщает, что устала - видимо, постоянно колет сама.
Во-вторых, муж, вместо того, чтобы исполнить свои же обязанности, или хотя бы в виде одолжения помочь жене, прямым текстом предлагает ей помирать. То есть, мы видим, что жена, которая не способна самостоятельно нарубить дров, чтобы растопить печь, чтобы приготовить ужин, чтобы его (мужа) накормить - ему нафиг не сдалась. Высокие отношения! Ромео и Джульетта нервно курят в стороне.
- А з ким будеш доживати, милий мій миленький,
А з ким будеш доживати, голуб мій миленький?
- Із кумою, милая, із кумою, милая,
Із кумою уха-ха, моя чорнобривая.
На робкую попытку дознаться, что же он без неё будет делать (вопрос, кстати, вполне резонный, поскольку очевидно, что такой муж, в хозяйственном плане - полнейший импотент и сам себя он обеспечить не сможет), жена получает такой же прямой ответ, что её замена у мужа уже готова! Вот оно как, значит, в русских семьях - пока жена колет дрова, муж усиленно кадрит куму.
- Так підем же додому, милий мій миленький,
Вареничків наварю, голуб мій сизенький.
- Не балуй, милая, не балуй, милая
Не балуй уха-ха, моя чорнобривая.
И опять же - полное повиновение со стороны жены, и её согласие абсолютно на всё, лишь бы "кормилец" семью не бросил. Она и дрова будет колоть, и вареники варить, и если понадобится - мужа из ложечки накормит.
А муж-то! Муж-то хорош. Ещё и поучает, мол, не балуй, милая! А то, не ровен час, уйду к куме и потеряешь навеки своё сокровище. Надо полагать - кума по-дефолту согласна и на готовку, и на колку дров, и на глубокий минет за амбаром.
Большинство из нас слушают эти песни, не вникая в суть. Их даже на свадьбах частенько поют. Вообще, это вполне нормально. Ибо музыку так и принято слушать - не вникая. Взять к примеру того же Джона Леннона, песни которого слушают миллионы людей, причём большая часть из них даже не знает английского. Его песни пользуются бешенной популярностью - это факт. Но если выучить язык и попытаться разобрать их по сути содержания, то выяснится, что тексты группы Ласковый май - это философские учения древних китайских мудрецов, по сравнению с той белибердой, которую пел Леннон.
Или же, вот популярная некогда группа Нирвана со своим альбомом Nevermind, который вошёл в ТОП-50 лучших музыкальных произведений всех времён и народов, и который, как говорят, родил новое направление в рок-музыке. Нирваны уже давно нет, а музыка до сих пор популярна. Хотя по сути - это бредовые, никак не связанные и лишённые всякого смысла завывания обдолбанного наркомана и дегенерата, под музыку, состоящую всего их трёх аккордов. Но тем не менее - шальной успех.
Вот точно так же и украинские народные песни. Вроде и песни как песни, а с другой стороны - узнать можно такое, от чего реальность зашатается.