1) Субъектами первичного финансового мониторинга являются: банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и прочие финансовые учреждения; платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
3) товарные, фондовые и другие биржи;
4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
5) компании по управлению активами;
6) операторы почтовой связи, другие учреждения, осуществляющие финансовые операции по переводу средств;
7) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;
8) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:
а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги в ходе осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества;
б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличность ценными металлами и ценным камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 этого закона;
в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;
г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 этого закона;
д) физические лица — предприниматели и юридические лица, проводящие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличность, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 этого закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 этого закона;
9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Все вышеперечисленные субъекты должны будут сообщить уполномоченному органу об операции, которая, согласно действующему закону, требует государственной проверки, на протяжении трех дней после ее проведения. Субъектами государственного финмониторинга выступят Нацбанк, Минфин, Минюст, Минтранспорта и связи, Министерство экономики, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины и Специально уполномоченный орган (то есть Государственный комитет финансового мониторинга Украины). Закон касается граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц и их филиалов, осуществляющих финансовую деятельность в стране и за ее пределами.
Но это еще не все: любая операция с недвижимостью вызывает подозрение, если она превышает установленный лимит — 400 тыс. грн. В таком случае новоиспеченные субъекты финмониторинга должны сообщить «куда следует», а другие участники соглашения — подготовиться к проверке на нелегальные доходы. Этой «изюминки» в предыдущей редакции закона не было. Что касается финансовых операций иного характера (преимущественно при наличном расчете), то эта статья также подверглась некоторым коррективам: привлекают к себе внимание те операции, которые превышают 150 тыс. грн. (а не 80 тыс. грн., как было раньше).
Оригинал и ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи