одалживает независимый эксперт Дмитрий Тратас
Почему финансовые рынки так нервно реагируют на действия S&P, ведь рейтинговые агентства давно утратили свой авторитет? После событий 2008 года, когда рейтинговые агентства "опоздали на все поезда", мало кто из инвесторов прислушивается к их оценкам. Думаю, что обвал фондовых рынков явился суммарной реакцией инвесторов на невозможность монетарных властей хоть как-то исправить ситуацию.
В течение двух месяцев мы наблюдали игру с повышением потолка государственного долга США. В конце концов оказалось, что сенаторы и конгрессмены были заняты лишь межпартийной борьбой, оттого решение по "сокращению госдолга" выглядело смешным. В самом деле мало кто верит, что "дыру" в $75 трлн возможно закрыть двухтриллионным сокращением бюджета, да и то отложенным на десять лет. Это означает: мы не можем расплатиться по долгам, пусть это сделают за нас внуки.
В Европе чуть другая ситуация, но действия монетарных властей выглядят так же, как и их результат. Политики решают собственные проблемы, но никто не в силах признать, например, что экономика Греции не соответствует стандартам стабильной мировой валюты, которой до сих пор является евро. А на подходе Италия и Испания, но ЕЦБ лишь покупает их облигации, вбрасывая в финансовую систему все больше денег.
Вброс денег — единственное средство, которым пытаются лечить экономику монетарные власти по обе стороны океана. В результате применения подобных инъекций с финансовым миром происходят странные вещи. Вот, например, банк New York Melon начал брать деньги с клиентов, размещающих крупные депозиты: теперь клиенты платят ставку 0,13% годовых за то, что банк хранит их средства. Потому что банк не знает, куда инвестировать свободные деньги. А вот еще один, ипотечный пример. Банк JP Morgan Chase при продаже домов с просроченной ипотекой готов "простить" бывшим заемщикам $100 тыс., если они согласятся пожить в доме вплоть до продажи его новому покупателю. Это выгодно банку, ведь он обязан продавать заброшенные дома со значительной скидкой.
Все эти финансовые странности являются следствием того, что мир переполнен деньгами. То, что печать денег не вылечила экономику, лишь половина беды. Основная сложность заключается в том, что обесценивание финансов приводит к утере деньгами функции эквивалента. В чем теперь измерять стоимость труда и цену товаров, если от этих бумажек начинают отказываться банки? Если старая система ценностей никуда не годится, значит, финансовым властям должно задуматься о новом экономическом порядке, но этого не происходит.
Если не удастся вылечить экономику деньгами, есть ли у властей план "Б"? Не похоже, иначе его давно бы привели в действие. Но если чиновники не в состоянии предложить миру новую финансовую систему, то экономика рано или поздно это сделает сама. Каким будет этот стандарт? Может, это будет возврат к золоту, а может, совершенно иная система ценностей. Центробанки и чиновники, пытающиеся воздействовать на текущую ситуацию, уже выглядят обесцененными.