Федеральная резервная система (ФРС) — конгломерат из 12 банков, выполняющий роль центрального банка США. Знаете ли вы или нет, но ФРС, во-первых, никакая не федеральная. ФРС включает в себя ряд частных банков, которые находятся в собственности крупных финансовых групп и самых богатых семей планеты, в частности, небезызвестных Ротшильдов. Во-вторых, ФРС нельзя назвать и резервной системой. Никаких государственных резервов в ней не хранится — они находятся в Казначействе США (US Treasury). Последнее в Америке выполняет роль министерства финансов.
В юридической практике США зафиксирован забавный случай. Гражданин, попавший под один из автомобилей банка ФРС и, к счастью, отделавшийся незначительным ущербом для здоровья, подал в суд с требованием выплатить компенсацию. Юрист посоветовал ему воспользоваться специальной строкой закона, обязывающей государственные организации компенсировать потери частных граждан. Каково же было удивление истца и юриста, когда суд отклонил иск, отметив, что ФРС не принадлежит государству!
ФРС была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятом Конгрессом в 1913 году для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы. Однако предварительные попытки создания центрального банка были сделаны еще до возникновения ФРС. В 1791 и 1816 годах появились соответственно Первый и Второй Банк США со сроком действия на 20 лет. Банки создавались для обслуживания федерального правительства и для контроля над банками других штатов, а также и для обслуживания частной клиентуры. По своему масштабу это были национальные банки с отделениями по всей стране. По большинству показателей их деятельность была вполне удовлетворительной, она способствовала достижению в банковской системе определенного постоянства и порядка там, где раньше царил хаос. Однако и размер банков, и то влияние, которым они пользовались в финансовой системе, вызывали противоречивые мнения, и значительная часть общества не питала к ним доверия. Достижение банками высокого авторитета сопровождалось обострением политических противоречий, и они прекратили свое существование.
В 1863 году с принятием Закона о национальных банках был сделан определенный шаг в направлении к созданию центрального банка. Закон явился вторичной попыткой упорядочить банковскую систему путем унификации выпуска банками банкнот и усиления банковской системы в целом. Закон был принят также с целью облегчения финансирования гражданской войны. На основании закона возник новый класс банков—национальных, работа которых находилась в ведении контролера денежного обращения, входившего в состав аппарата казначейства. Эти банки пользовались определенными привилегиями в обмен на применение к ним более строгих требований в отношении поддержания ими определенных соотношений между различными частями их балансов.
Федеральная резервная система не является публичной компанией и на нее не распространяются требования Комиссии по ценным бумагам и биржам по разглашению списка акционеров! Как следствие, информация об акционерах никогда не обнародовалась в печатных изданиях ФРС , ее бюллетенях и отчетах Конгрессу.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ФРС
В проведении кредитно-денежной политики ФРС является независимой. Это заключается в том, что ее кредитно-денежная политика не подлежит контролю со стороны Главного бухгалтерского управления, решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но хотя ФРС находится на особом положении по отношению к федеральному правительству, она не изолирована от воздействия со стороны исполнительных законодательных органов власти. Так, президент страны назначает управляющих ФРС, а также председателя и заместителя председателя Совета управляющих ФРС с последующим утверждением этих назначений Сенатом. Председатель ФРС и другие члены Совета управляющих проводят частые встречи с министром финансов и другими представителями исполнительных органов власти для обсуждения вопросов экономической и финансовой политики. Также часто проводятся встречи между высокопоставленными членами Совета управляющих и сотрудниками Министерств финансов для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.
БАНКИ-ЧЛЕНЫ ФРС
Как уже было сказано выше, каждый резервный банк является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного округа. Таким образом, банки-члены должны вкладывать в акции регионального Федерального резервного банка сумму равную 3 процентам от их капитала.
Однако эти акции не дают права контроля. Их приобретение является официальной обязанностью каждого банка-члена. Эти акции не могут быть проданы или заложены. Каждый банк-член получает с этих акций ежегодно дивиденд в размере 6 процентов, как определено в законе, и право голоса при выборе в правление резервного банка директоров класса А и класса В. Эти акции не могут быть приобретены физическими лицами. Статус банка-члена ФРС предоставляет право получать займы в Федеральных резервных банках, пользоваться их услугами, а также получать необходимую информацию по интересующим финансовым вопросам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ
Согласно закону о ФРС вся территория США поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа.
Федеральные резервные банки являются главными оперативными звеньями Федеральной резервной системы, выполняя функции центрального банка для своего округа. Каждый из них является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного округа.
Сеть Федеральных резервных банков вместе с их 25 отделениями выполняют такие функции ФРС как приведение в действие общенациональной системы расчетов, распределение национальной валюты, контроль и регулирование банков-членов и банковских холдинговых компаний, а также функцию банкира для казны США. Каждый резервный округ обозначен своей буквой и номером (прил.3). таким образом вся валюта США имеет на себе пометку с номером и буквой того резервного банка, который первым выпустил ее в обращение. Кроме выполнения функций Федеральной резервной системы в целом, таких как ведение банковской и кредитной политик, каждый резервный банк служит хранилищем для средств других банков в его округе и предоставляет кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения.
Каждый резервный банк имеет правление, состоящее из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора, которые относятся к классу А, представляют коммерческие банки, которые являются членами ФРС. Три директора класса В и три класса С представляют
общественность. Директора класса В и С избираются коммерческими банками-членами ФРС. Совет управляющих в Вашингтоне назначает директоров класса С. Из числа директоров класса С Советом управляющих избирается председатель правления директоров и его заместитель. Директора класса В и С не могут быть в банке или в банковской холдинговой компании ни чиновниками, ни директорами, ни служащими. Директора класса С не могут владеть акциями банка или банковской холдинговой компании. Правление директоров в свою очередь назначают президента и вице-президента резервного банка, чей выбор должен быть подтвержден Советом управляющих.
Каждое отделение резервного банка имеет свое собственное правление директоров в составе 5 или 7 человек. Большинство этих директоров назначается резервным банком этого отделения; другие назначаются Советом управляющих.
Правление директоров резервных банков и их отделений предоставляют Федеральной резервной системе полную информацию об экономическом положении практически в каждом уголке страны. Эта информация используется Федеральным комитетом открытого рынка и Советом управляющих для принятия важных решений по поводу денежной политики. Сведения, собранные резервными банками также предоставляются широкой общественности в специальном отчете, который неофициально называется Бежевая книга (The Beige Book). Она издается примерно за две недели до каждого собрания Федерального комитета открытого рынка. Кроме того, каждые две недели правление каждого банка должно предоставлять Совету управляющих информацию о дисконтной ставке этого банка. Причем изменение ее не может произойти без подтверждения Совета управляющих.
Доход резервные банки получают в основном из процентов по правительственным ценным бумагам, которые были приобретены на открытом рынке. К другим важным источникам дохода относятся проценты на имеющиеся у Системы иностранные валютные инвестиции, проценты по ссудам депозитным учреждениям, а также плата за предоставляемые депозитным учреждениям услуги.
После уплаты всех расходов Федеральные резервные банки отправляют остатки своих доходов в Казну. Доходы и расходы Федеральных резервных банков с 1914 года и до сегодняшнего дня включаются в Ежегодный отчет Совета управляющих. Если резервный банк ликвидируется по какой-либо причине, весь доход после оплаты счетов отправляется в Казну.