Вступили в силу изменения, усиливающие финансовый мониторинг операций, которые могут свидетельствовать об отмывании денег либо даже о финансировании терроризма. О том, какие финоперации могут вызвать подозрение, какие субъекты уполномочены на их выявление и чем может грозить субъектам хозяйствования осуществление таких операций, расскажем в этой статье.
Документы статьи:
Закон №2258 — Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма в редакции от 18.05.2010 г. №2258-VI.
Закон об ОРД — Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. №2135-XII.
Постановление №747 — постановление Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы организации финансового мониторинга" от 25.08.2010 г. №747.
Субъекты первичного финмониторинга
Напомним, Законом № 2258 были внесены существенные изменения в механизм контроля за финансовыми операциями с целью выявления тех из них, которые могут свидетельствовать об отмывании преступных доходов либо о финансировании терроризма.
По замыслу законодателя, так называемый финансовый мониторинг должен выглядеть следующим образом. Законом № 2258 установлен круг субъектов, на которых возложена обязанность выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу, и сообщать о них в Государственный комитет финансового мониторинга (далее — Госфинмониторинг). Это так называемые субъекты первичного финансового мониторинга. Их перечень по сравнению со старой редакцией Закона существенно расширен и теперь в него входят:
1) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
2) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
3) товарные, фондовые и другие биржи;
4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
5) компании по управлению активами;
6) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу денежных средств;
7) филиалы либо представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;
8) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга, а именно:
а) субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества, если у них устанавливаются деловые отношения с клиентом, планирующим приобретение либо продажу объекта недвижимости на сумму 400 тыс. грн. и более либо на ту же сумму в иностранной валюте;
б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные средства драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма осуществляемой ими финансовой операции с предметами высокой стоимости либо во время организации торговли такими предметами равна или превышает 150 тыс. грн. либо ту же сумму в иностранной валюте {1};
в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино в связи с принятием ими либо возвратом ставок или выплатой выигрышей, если сумма такой ставки либо выигрыша равна либо превышает 13 тыс. грн. или ее эквивалент в иностранной валюте;
г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету (кроме случаев, когда соответствующая информация составляет адвокатскую либо профессиональную тайну, и получена исключительно при выполнении указанными субъектами своих обязанностей по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и при досудебном урегулировании споров), субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, которые их предоставляют в рамках трудовых правоотношений) в случаях, когда они принимают участие в подготовке и осуществлении сделки по:
— купле-продаже недвижимости;
— управлению активами клиента;
— управлению банковским счетом либо счетом в ценных бумагах;
— привлечению средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;
— созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц;
д) физические лица — предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные средства, при условии, что сумма такой финоперации равна либо превышает 150 тыс. грн. либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте.
Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, утвержден постановлением № 747.
Финансовые операции, подлежащие мониторингу
Следует сказать, что у субъектов первичного финмониторинга обязанность уведомить Госфинмониторинг об осуществляемой финансовой операции возникает не автоматически. Только превышения суммы в 400 тыс. (при купле-продаже недвижимости) либо 150 тыс. грн., а для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры, — 13 тыс. грн., для этого не достаточно.
Так, согласно ст. 15 Закона № 2258 обязанность регистрации финоперации и уведомления о ней Госфинмониторинга возникает только при наличии одного и более признаков из перечисленных ниже:
1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон;
2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
3) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, которое имеет счет в банке, зарегистрированном в указанной выше стране (на территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основании заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в этот же или на следующий операционный день другому лицу;
5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает три месяца со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;
6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);
7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;
8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;
9) проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;
11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;
12) получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);
13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения;
14) выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, проводящим азартные игры;
15) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;
16) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает указанные выше суммы.
Кроме того, отдельные финансовые операции подлежат внутреннему финмониторингу. Отличие их от операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, заключается в том, что о них субъект первичного финмониторинга обязан сообщить только в тех случаях, когда у него возникают подозрения в том, что посредством таких операций осуществляется легализация доходов, полученных преступным путем, либо финансирование терроризма.
Признаки, которые могут «вызвать подозрения» в отношении проводимой операции, приведены в ст. 16 Закона № 2258, в частности:
1) запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Несмотря на то, что в новой редакции Закона № 2258 не раскрывается, какие операции можно отнести к этой категории, и Госфинмониторинг по этому вопросу официальных разъяснений не дает, думаем, на практике в качестве ориентира будут продолжать использоваться критерии, которые приводились в старой редакции Закона. Среди них:
а) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, предлагающего или соглашающегося на получение процентов по депозиту, ниже процентной ставки, установленной в банке на текущий момент, или на уплату комиссий (платы за осуществление отдельных операций с его средствами) в размерах больших определенных субъектом первичного мониторинга по тождественным вкладам или операциям на текущий момент;
б) настояние лица провести операцию по правилам, отличающимся от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга по таким операциям по содержанию или по срокам проведения;
в) внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся напрямую движения денежных средств или другого имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств или индоссацию платежных документов, предоставления поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счета других лиц;
г) предоставление лицом информации, которую невозможно проверить;
д) невозможность установления контрагентов лица, прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, направляющего средства в адрес другой стороны гражданско-правового соглашения, в результате чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с ее отказом в их приеме;
е) отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;
ё) регулярное заключение лицом срочных соглашений или использование других производных финансовых инструментов, особенно таких, которые не предусматривают поставку базового актива, по финансовым операциям с одним или несколькими контрагентами, результатом чего являются постоянная прибыль или постоянные убытки лица;
ж) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, осуществляющего неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги в течение текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;
з) наступление страхового случая в течение короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;
2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента. В старой редакции Закона приводились такие обстоятельства, которые указывали на то, что операция не соответствует характеру и содержанию деятельности клиента:
а) не связанное с деятельностью лица существенное увеличение остатка на счете, который впоследствии перечисляется другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;
б) отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;
в) регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не соответствует деятельности лица, известной субъекту первичного финансового мониторинга;
г) зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую указанные выше суммы, в том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связана с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;
д) существенное увеличение доли наличных, поступающих на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;
е) размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую сумму;
ё) разовая продажа (покупка) лицом большого пакета ценных бумаг, свободно не обращающихся на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются лицу в погашение просроченной задолженности контрагента;
3) выявление фактов неединичного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации, предусмотренных Законом № 2258, в частности две или более финансовые операции, которые проводятся клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает 150 тыс. грн., и для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13 тыс. грн. Кроме того, если ориентироваться на старую редакцию Закона, то подозрение могут также вызвать:
а) регулярное зачисление на счет лица (если это не связано с его основной деятельностью) средств в наличной форме с последующим переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или на следующий за ним день на счет клиента, открытый у другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;
б) передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга.
Порядок взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, также утвержден постановлением № 747.
Финоперация попала под мониторинг: какие последствия?
Безусловно, для рядовых субъектов хозяйствования, не являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, наиболее актуальным становится вопрос о том, какими последствиями для них может обернуться выявление в совершаемых ими операциях соответствующих признаков.
Во-первых, в проведении такой операции может быть отказано с сообщением причин такого отказа либо проведение операции может быть приостановлено (ст. 17 Закона № 2258). По инициативе субъекта первичного финмониторинга операция может быть приостановлена на срок до двух рабочих дней с уведомлением Госфинмониторинга, по решению последнего этот срок может быть продлен еще на пять рабочих дней с направлением соответствующего уведомления правоохранительным органам.
Обращаем внимание: если раньше отказ банков в выполнении платежного поручения клиентов на том основании, что проводимая операция подпадает под признаки подлежащей финмониторингу, признавался неправомерным (см., например, постановление ВХСУ от 22.06.2009г. № 32/460), то теперь ст. 1074 ГК Украины в качестве основания для ограничения прав клиента по распоряжению денежными средствами на его счете прямо предусматривает приостановление финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, либо с финансированием терроризма.
Во-вторых, выявление финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, и взятие ее на учет являются основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).
Итак, как видим, финансовые операции автоматически объектом мониторинга не становятся. Под контроль они попадают только при наличии соответствующих признаков. Будьте бдительны!
Источник