Валютный союз оказался напрасной затеей...

Обсуждение и поиск книг, журналов. Интересные статьи или ссылки на них. Соблюдайте права издателей и авторов.

Европа у последнего рубежа

Сообщение Tisha™ » 16 сен 2011, 08:56

Европейские лидеры на перепутье. Возможно, они предпочтут пойти прямо.

Изображение В мировой истории сентябрь пользуется дурной славой. Почему-то в этом месяце чаще всего случаются потрясения и крах систем, которые еще совсем недавно казались безупречными. В 1931 году в этом месяце Великобритания отказалась от золотого стандарта. В сентябре 1992 года эта же страна выпала из Европейского механизма обменных курсов. Развала евро этим сентябрем не произойдет, но события этого месяца определят его судьбу. Краткий период спокойствия, воцарившегося благодаря Европейскому центральному банку, который с начала августа вышел на рынки облигаций и начал скупать долговые бумаги Испании и Италии, подошел к концу. Вначале интервенция ЦБ помогла снизить доходность по десятилетним итальянским бумагам с более чем 6% до 5%. Однако с конца августа процент снова ползет вверх. По данным на 5 сентября он превысил 5.5% (см. график). Фондовые рынки пережили непростое лето, но и осень началась для них не лучшим образом. В начале сентября немецкий индекс Dax 30 потерял 5%. А с начала июля падение превысило 27%. Итальянский фондовый индекс опустился на 29%, а французский - на 23%. В этом Европа опережает даже Америку, где S&P 500 за тот же период снизился на 11%.

У европейских банков дела обстоят еще хуже. В Германии акции банковского сектора с начала июля упали на 36%, в Италии - на 38%, а во Франции - на 43%. Сектор терзают множество проблем, в частности, 2 сентября были названы некоторые крупные европейские кредиторы, на которых подало в суд Федеральное агентство по финансированию жилья США за неправомерную продажу долговых бумаг, обеспеченных ипотечными активами. Однако самая главная опасность, подстерегающая европейские банки - это убытки по государственным облигациям. Свопы на дефолт по кредитам превысили даже уровни 2008 года. Инвесторы бегут с одних рынков и создают ажиотаж на других. Неустанный рост франка как валюты-убежища в сложные времена поставил под угрозу стабильность швейцарского экспортного сектора. Национальный банк Швейцарии пошел на беспрецедентный шаг - объявил, фактически, о привязке франка к единой валюте. Это приведет к росту спроса на немецкие облигации, где десятилетняя доходность приближается к рекордным минимумам на уровне 1,85%. Волатильность рынков отражает три источника неопределенности. Первый связан со способностью европейских политиков выполнять свои обещания. В июле европейцы договорились о формировании новой программы помощи для Греции, а также об увеличении и расширении полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Одно из препятствий удалось устранить 7 сентября, когда немецкий конституционный суд объявил о том, что спасение европейских стран не противоречит букве закона. Но план еще должен пройти ратификацию в 17-ти странах Еврозоны. Также не понятно, хотят ли кризисные страны наводить порядок в своих делах. Правительство Сильвио Берлуцкони начало юлить, когда дело дошло до реализации мер фискальной консолидации, объявленных этим летом. Инвесторы насторожились. Руководство МВФ и Европы приостановило переговоры о новой программе помощи Греции и покинуло Афины из-за невпечатляющего прогресса по реформам. Второй источник неопределенности связан с экономическим ростом в Еврозоне в условиях жестких бюджетных ограничений в европейских странах: например, Испания прописывает лимит дефицита бюджета в своей конституции. Во втором квартале экономика Еврозоны выросла всего лишь на 0,2%. Охлаждение мировой экономики и внутренние проблемы, сдерживающие потребительский спрос, привели к падению потребительских расходов на 0,2% - это первое снижение за два года.

Сентиментальное путешествие

Изображение Индекс экономических настроений, публикуемый Еврокомиссией, в августе упал на 4.7 пункта до 98.3, опустившись ниже долгосрочного среднего значения последних двух десятилетий. Этот совокупный индикатор доверия пал особенно низко в Германии. Сможет ли крупнейшая экономика Еврозоны вытащить периферийные страны из болота, или сама увязнет вместе с ними? Преждевременное ужесточение монетарной политики в этом году не помогло улучшить ситуацию. На заседании 8 сентября Европейский центральный банк оставил учетную ставку на уровне 1.5%, но вред повышением уже нанесен. Тертий крупный источник нестабильности - это неадекватный арсенал, выделенный Европой для спасения бедствующих стран. Увеличенный EFSF с более широким спектром полномочий и суммой в 440 млрд. евро, часть из которой потрачена, поможет справиться с проблемами Ирландии, Португалии и, возможно, Испании. Но когда рынки начали беспокоиться о стабильности Италии, стратегия, выбранная Европой, начала трещать по швам. Третья по величине экономика Еврозоны с общим долгом 1.9 трлн. евро слишком велика, чтобы ее можно было спасти за счет средств фонда. По словам Чарльза Вайплотца, экономиста из Graduate Institute в Женеве, ситуация достигла точки кипения, когда масштаб потенциального бедствия превысил возможные средтсва для его предотвращения. Учитывая то, что EFSF слишком мал и не способен справиться со своими функциями, решение лежит на поверхности: увеличить его. Однако заимствования фонда обеспечиваются гарантиями стран Еврозоны, каждая из которых предоставляет средства примерно пропорциональные ее доле в общей экономике Еврозоны. Чем выше эти обязательства, тем сильнее опасения о состоянии государственных финансов этих стран. Снижения рейтингов приведут к сокращению ресурсов EFSF или сделают его менее надежным заемщиком с более высоким процентом.

Надеяться на то, что ЕЦБ будет в одиночку держать круговую оборону тоже рискованно. В последний раз центральный банк покупал государственные облигации с плохо скрываемым недовольством и, что еще важнее, Йенс Уидман, председатель Бундесбанка был категорически против. Каким бы независимым с юридической точки зрения он не был, и какими бы возможностями по печатанию денег не обладал, на деле ЕЦБ зависит от поддержки немецкой общественности. Зашкаливающие за пределы разумного программы по покупке облигаций подрывают доверие к этому институту. Нужны более радикальные меры, направленные на переход к фискальному союзу. Одна из них - введение еврооблигаций, которые будут означать совместную ответственность по обязательствам. Теоретически, это означает, что маленькая страна получает те же права и обязательства. Практически, за все придется ответить Германии. Сторонники еврооблигаций утверждают, что государственные финансы Еврозоны в целом находятся в лучшем состоянии, чем финансы других крупных экономик, таких как США и Великобритании. Между тем, правительства этих государств без проблем берут займы под низкий процент. Если бы Еврозона могла брать займы как единое целое, она смогла бы воспользоваться преимуществом низких ставок и глубокой ликвидности обширного рынка государственных облигаций. Однако критики еврооблигаций считают, что в рамках существующей системы они лишь ослабят фискальную дисциплину, сделают реформы в области финансов менее актуальными для ослабленных стран. Кроме того, велики юридические препоны: в отличие от EFSF, потребуется вносить изменения в Европейские соглашения. Политические барьеры и того выше: введение еврооблигаций существенно повысит стоимость заимствования для немцев. Именно поэтому немцы и французы и слышать о них не хотят. По крайней мере, пока.

Изображение Если квантовый скачок к фискальному союзу сделать невозможно, то противоположная альтернатива - развал единой валюты - вполне реальна. Еще недавно мысль о том, что Еврозона распадется на части казалась чем-то из области фантастики. Но сейчас она обсуждается на полном серьезе и это многое говорит о динамике в Еврозоне. Распад может произойти двумя способами. Первый - слабые страны, такие как Греция, решат, что жизнь вне валютного союза будет проще и лучше. Если объем производства продолжит падать, не только в этом году, но и в следующем, а безработица будет расти, политическое давление в стране может достигнуть критической точки. В итоге, страна выйдет из Еврозоны. Второй вариант: Германия и некоторые другие платежеспособные страны, такие как Голландия, решат создать для себя новую валюту. По словам Дэвида Марша, экономиста, занимающегося историей евро, Германия стоит перед сложным выбором: остаться частью Европы, или продолжить движение к своей заветной мечте - монетарной и финансовой стабильности. Но он не считает, что Германия предпочтет отсоединиться. Политический класс в стране сохраняет явный проевропейский настрой. Правящая партия гордится тем, что является европейской партией; оппозиционные партии поддерживают такие решения, как введение еврооблигаций. Кроме того, политики, неоднократно спасавшие Грецию от дефолта (хотя ее экономика отвечает всего за 2.5% от общего ВВП Еврозоны), явно в ужасе от одной мысли о том, к каким разрушениям приведет развал союза. Барри Эйхенгрин, историк в области монетарной политики из Калифорнийского университета, считает, что экономическая цена дезинтеграции настолько высока, что не по карману не только Европе, но и всему миру. Если отколется Греция, нас ждет повторение Депрессии 1930-х годов с полным коллапсом финансовой системы. Если же Германия выйдет из состава Еврозоны, экспортно-ориентированная экономика не выдержит удара из-за резкого роста курса новой валюты. Остальной ущерб сложно оценить, потому что он будет зависеть от непредсказуемых действий рынков и общественности. Например, уход Греции может спровоцировать "набеги на банки" в других периферийных странах.

Фрагментарный анализ

Но не все склонны впадать в такой отчаянный пессимизм. Например, Даниэль Гросс считает, что выход Греции из состава Еврозоны не окажет существенного влияния на другие страны, если Европейские лидеры четко дадут понять, что обеспечат им защиту. Чарльз Каломирис из Колумбийской школы бизнеса считает, что Греция только выиграет, если уйдет, потому что получит возможность объявить дефолт и девальвировать валюту - и то, и другое необходимо для восстановления конкурентоспособности экономики. Что да Германии, так у нее уже есть солидный опыт в вопросах выживания при высоких валютных курсах. Страх перед последствиями развала - главная причина, по которой фискальный союз кажется все же более предпочтительным вариантом. К сожалению, Европа не способна на жесткие и радикальные решения даже в критической ситуации. Именно поэтому сейчас все обсуждают оптимизацию EFSF. Этот фонд следует наделить банковскими функциями, считают Гросс и и Томас Майер из Deutsche Bank. Тогда он будет гораздо более дееспособным и сможет воспользоваться кредитами ЕЦБ для финансирования своих операций. Альтернативное решение - гарантии ЕЦБ для держателей гос. облигаций. Эти гарантии должны быть частичными, но они ограничат потенциальные убытки. Есть и еще один вариант - предложить инвесторам защиту от первичных убытков - это возьмет на себя EFSF, а ЕЦБ обеспечит их нерекурсивными займами. Европейские лидеры критиковали финансовый инжиниринг, спровоцировавший банковский кризис. Теперь они оценили его достоинства.

Источник.
Я не люблю себя, когда я трушу...
и не люблю, когда невинных бьют,
я не люблю, когда мне лезут в душу,
тем более, когда в нее плюют... (© В.Высоцкий)
Аватар пользователя
Tisha™
-------------------
-------------------
 
Сообщений: 1667
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 15:15
Откуда: Киев
платформа: J-Trader Pats Systems
тех.анализ: Omega ProSuite 2000i
Терморектальный криптоанализ
рынок: Futures
Пункты репутации: 102

Валютный союз оказался напрасной затеей...

Сообщение Tisha™ » 19 сен 2011, 08:42

Валютный союз оказался напрасной затеей, но Германия, крупнейшая европейская страна, не желает признавать последствия.

Изображение

Действительно ли Германия хочет быть частью объединенной Европы? Мы задаемся этим глупым на первый взгляд вопросом, потому что судьба Европы зависит именно от этой страны. Будучи главным локомотивом роста европейской экономики, она способна спасти или уничтожить евро. Германия также может оставить тщетные попытки навязать свою монетарную дисциплину и образ жизни другим странам и сама выйти из Еврозоны. Этот поступок станет аттракционом неслыханного альтруизма и, возможно, лучшим, что немцы могут сделать для своих соседей. Но немцев раздирают страшные противоречия: с одной стороны, политическая элита все еще цепляется мертвой хваткой за дискредитировавшие себя идеи европейского единства и солидарности, с другой стороны - простые немцы, которые не понимают, почему их вынуждают субсидировать безрассудные поступки недисциплинированных соседей. Страна парализована. Оказавшись в ловушке своей истории, лидеры страны не видят тех решений, которые помогут положить конец хаосу, образованному кризисом суверенного долга и банковского сектора. Нерешительность Германии угрожает не только благополучию Европы, но и мира в целом, о чем свидетельствует нарастание тревожных настроений среди американских и китайских политиков.

Что может лучше проиллюстрировать смешение центра экономического притяжения в мире, чем запланированное на эту неделю заседание лидеров стран БРИК? Они планируют говорить о том, как помочь Еврозоне. Никто из жителей развитой Европы и представить себе не мог, что доживет до того дня, когда развивающийся мир сочтет своим долгом протянуть руку помощи некогда "богатым" продвинутым экономикам. Чем дольше Европу терзает долговой кризис, тем больше вероятность катастрофы, которая вновь повергнет мир в черную и бездонную рецессию. Европе не доводилось принимать столь тяжелых и важных решений со времен Второй мировой войны. Проект, который должен был объединить некогда воюющие страны, только отдалил их друг от друга. Сейчас на континенте растет массовое недовольство единой валютой и неверие в те призрачные преимущества, которые она, по словам ее сторонников, должна была принести Европе.

Немцы мечтают о своей марке, а периферийные страны вспоминают о стремительных взлетах и падениях своих валют, как а старых добрых временах. Конечно, тогда на валютных рынках было очень неспокойно, но, по крайней мере, национальные правительства управляли судьбой государства. Теперь же они потеряли даже последнее преимущество зоны евро - низкие процентные ставки. На Джорджа Папандреу, премьер министра Греции, было больно смотреть: он стоял коленопреклоненно и обещал Николя Саркози и Ангеле Меркель еще сократить рабочие места и ввести новые ужесточающие меры, в отчаянной попытке выполнить требования Парижа и Берлина. Присоединившись к евро, Греция и другие периферийные страны потеряли контроль над своими процентными ставками и валютными курсами. Они также не могут выпускать долговые облигации в своей собственной валюте. В итоге, у них не остается иного выбора кроме дефолта. Считалось, что это удел слабых стран третьего мира. Хуже того, они утратили способность применять контр-циклические бюджетные политики. Гремучая смесь дефляционных мер, на которые они были вынуждены пойти, чтобы вернуть себе конкурентоспособность, означает, что они не смогут применить даже автоматические фискальные стабилизаторы для борьбы с экономическим спадом.

Сформировалась самораскручивающаяся спираль экономического разрушения. Очень странно, что немцы, прослывшие рассудительными, не до сих пор не поняли, что дальнейшие карательные меры для периферийных стран не только бессмысленны, но и контрпродуктивны. Германия превратилась в самого обыкновенного недовольного кредитора: если он не может получить свои деньги назад, то хотя бы заставит должника помучаться. Вместо того, чтобы искать эффективные решения, немцы озабочены лишь не имеющим отношения к делу риском недобросовестности и необходимостью наказать провинившихся. Когда-то мне самому импонировала идея Европейского монетарного союза, поэтому я сочувствую немцам, которые стоят перед непростым выбором. Экономические риски, связанны с образованием монетарного союза без соответствующей искальной и политической интеграции были всегда очевидны, но пока условия позволяли, на них никто не обращал внимания. Между тем, создателям этой стратегии, которая реализуется полным ходом, теперь очень сложно признать свои заблуждения. Они будут выкручиваться, юлить и искать бесчисленные оправдания для того, чтобы не менять курс.

Более того, европейская интеграция зашла так далеко, что обратный ход процессу уже не дать. Можно только оборвать его хирургическим путем. Монетарный союз влечет за собой формирование тесных фискальных взаимосвязей, которые, в свою очередь, создают серьезные проблемы для всех: долговой кризис одной страны неминуемо перекидывается и на другие. На каждого несчастного должника найдется несчастный кредитор. По словам Поля де Грова, профессора экономики из Лёвена, "валютный союз может нормально функционировать только при наличии общего механизма взаимной поддержки и контроля. Такой общий механизм существует во всех политических союзах. Без него страны-участницы Еврозоны должны сами восполнять недостающие элементы. Той системы, к которой им удалось прийти, совершенно недостаточно для того, чтобы гарантировать жизнеспособность союза". Проблема в том, что Германия намерена идти дальше. Более того, конституционный суд страны благословил ее на это. С каждым днем все сложнее и сложнее представить себе, что у европейского долгового кризиса будет счастливый, или хотя бы не очень болезненный конец. Даже если немцев удастся убедить в преимуществах полномасштабного трансфертного союза, уйдут годы, чтобы согласовать и внедрить все изменения. Скорее всего, рынки развалят евро раньше. Выгонять Грецию и других ослушников из союза тоже бессмысленно - хотя не понятно, каким образом им удастся задержаться в нем. Уиллем Битер, старший экономист Citigroup, объяснил, что выход Греции создаст мощный и наглядный прецедент. Как только Греция отсоединится, рынки сконцентрируют свое внимание на стране или странах, которые, теоретически, могут последовать ее примеру. Вкладчики побегут из всех стран, попавших под подозрение, в сторону тех, кто, скорее всего, останется в Еврозоне. В свою очередь, отток депозитов на периферии уже сам по себе приведет к финансовому хаосу и глубокой рецессии. Не миновать и банковского кризиса в странах-кредиторах, вынужденных списывать долги выбывающих стран, что приведет к кредитному коллапсу. Беспорядочный развал, подразумевающий выход слабых стран, сейчас кажется неизбежным, однако, он не станет экономической панацеей. Так что же делать? Если от Германии больше проблем, чем пользы, может быть, выход самой Германии станет наименее болезненным решением проблемы? На прошлой неделе Юрген Старк, представитель Бундесбанка в ЕЦБ, покинул свой пост в знак протеста перед решением европейского ЦБ поддержать спрос на облигации периферийных стран. Совершенно очевидно, что терпение немцев подходит к концу. Европейский проект оказался провальным, и пока Европа не создаст свой аналог Соединенных Штатов, ничего у нее не выйдет. Время посмотреть правде в глаза.

Источник.
Я не люблю себя, когда я трушу...
и не люблю, когда невинных бьют,
я не люблю, когда мне лезут в душу,
тем более, когда в нее плюют... (© В.Высоцкий)
Аватар пользователя
Tisha™
-------------------
-------------------
 
Сообщений: 1667
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 15:15
Откуда: Киев
платформа: J-Trader Pats Systems
тех.анализ: Omega ProSuite 2000i
Терморектальный криптоанализ
рынок: Futures
Пункты репутации: 102

Re: Валютный союз оказался напрасной затеей...

Сообщение Tisha™ » 26 сен 2011, 07:32

Как спасти евро
25.09.11


Изображение

Европейский кризис стал таким зловещим, таким серьезным, таким неудержимым, что даже разговоры о спасении лишь провоцируют усиление паники. Инвесторы чувствуют, что европейские лидеры не рвутся обеспечить даже необходимый минимум действий. Если политики не поторопятся убедить весь мир в том, что их желание сохранить евро превосходит по силе возможность рынка играть против единой валюты, ее ожидает крах. В условиях, когда стопорится движение средств по кредитным линиям, а сторонние наблюдатели взывают к действиям, под угрозой находится не только Еврозона, но и будущее всего Евросоюза, а также здоровье мировой экономики. Страшно подумать, как много зависит от политического руководства и воли европейских лидеров – тех самых, которые погрязли в распрях и по-прежнему существенно недооценивают масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Единственным способом остановить раскручивающуюся сейчас нисходящую спираль является проявление высшей коллективной воли стран Еврозоны и разработка ими совместных мер по возведению финансового заслона на пути кризиса, а также по более эффективному и разумному управлению зоной евро. Цена будет высока. Мало кто мечтает об агрессивной интервенции на финансовых рынках либо о существенном отказе от национального суверенитета в пользу единой Европы. Немногие приветствуют также углубление раскола между 17-ю странами-участницами Еврозоны с одной стороны и оставшейся десяткой Евросоюза – с другой. Однако альтернативы гораздо хуже. Это горькая истина, которую лидеры государств, в частности – глава Германии Ангела Меркель, должны как можно быстрее донести до своего народа.

Крах жесткой экономии и тактики притворства

Программа спасения должна состоять из четырех безотлагательных шагов. Во-первых, необходимо четко определить, какие из европейских государств неликвидны, а какие - неплатежеспособны, и предоставить неограниченную поддержку кредитоспособным правительствам, но реструктурировать долг тех стран, которые уже не смогут расплатиться по нему. Во-вторых, надо укрепить европейские банки, чтобы обеспечить их жизнеспособность в условиях дефолта по суверенному долгу. В-третьих, необходимо сместить акценты макроэкономической политики Еврозоны с одержимости сокращением дефицита на обеспечение экономического роста. И, наконец, нужно запустить процесс разработки новой системы, нацеленной на то, чтобы впредь никогда больше не допустить возникновения подобного хаоса и беспорядка. Реализация четвертого пункта этой программы займет больше всего времени: он потребует подписания новых договоров и их одобрения парламентами и избирателями. Что же касается остальных пунктов, решение по ним должно быть принято стремительно (например, за выходные, пока рынки закрыты) и иметь четкую направленность на прорыв совместными усилиями европейских правительств и ЕЦБ из замкнутого круга паники, в котором слабость госбюджетов, уязвимость банков и обеспокоенность низкими темами роста взаимно подпитывают друг друга.

Пока в своих ответных реакциях Еврозона чрезмерно полагалась на два фактора: жесткую экономию и отговорки. Приоритетной задачей было резкое сокращение размеров бюджетных дефицитов – отсюда повышение налогов и урезание расходов. Однако это массовое масштабное фискальное ужесточение обречено на провал. Сталкивая ослабленные экономики в рецессию, власти лишь усилят всеобщую обеспокоенность как уровнями госдолга, так и состоянием европейских банков. Одно только сокращение расходов само по себе не в состоянии справиться с истинной причиной нынешнего хаоса – утратой доверия. Италия и Испания оказались сейчас под ударом не из-за того, что их финансовое положение неожиданно ухудшилось, а потому что инвесторов приводит в ужас мысль о том, что эти государства могут быть вынуждены объявить дефолт. В подобной утрате доверия повинна тактика притворства и отговорок. Европейские лидеры неоднократно опровергали факт неплатежеспособности Греции (хотя это было общеизвестно), не сумев провести границы между этой страной и государствами вроде Испании и Италии, которые кредитоспособны, но испытывают дефицит ликвидности. Оправданием им служил тезис о том, что реструктуризация долга Греции может спровоцировать распространение заражения. По сути дела, отрицание очевидного и обесценило заверения в платежеспособности государств.

Вместо жесткой экономии и отговорок, надежный и эффективный план спасения должен сосредоточиться на экономическом росте и, где это будет неизбежно, серьезной реструктуризации долга. Европа должна вынести честный вердикт о текущем финансовом состоянии государств. Грецию, неплатежеспособность которой не вызывает сомнений, придется подвергнуть тяжелому, но упорядоченному списанию долгов. Последний неадекватный план по предоставлению Греции второго пакета финансовой помощи, решение о котором было принято на саммите в июле, необходимо выбросить в мусор и переписать заново. Что же касается прочих членов Еврозоны, все они должны получить мощную финансовую защиту. Все проблемные экономики, как платежеспособные, так и банкроты, нуждаются в обновленной программе структурных реформ и либерализации. Расширение свободы экономической деятельности в сфере услуг и на рынке профессий, приватизация компаний, искоренение бюрократии и более поздний выход на пенсию – вот лучшие средства для борьбы с высоким уровнем долга. Как предотвратить распространение заражения? Дефолт Греции стал бы угрозой для многих банков, и не только в самой Греции: в последнее время рынки избрали своей мишенью французские банки, являющиеся держателем долга южной Европы. Кроме того, кредитоспособным странам нужна передышка для того, чтобы протолкнуть реформы. Это предполагает соглашение по двум мерам одновременно: схеме укрепления банков (на реализацию которой на практике могут уйти месяцы) и железной гарантии поддержки кредитоспособных государств (которое должно быть оперативным и безотлагательно вступить в действие).

Рекапитализация европейских банков должна производиться на основании результатов должным образом проведенных стресс-тестов (которые на сей раз должны включать и сценарий дефолта по суверенному долгу Греции). Ряд банков может оказаться в состоянии привлечь деньги на рынках акций, однако наиболее уязвимым потребуется помощь правительства. Ключевые страны региона – такие как Германия и Голландия – располагают достаточным количеством наличности, чтобы присмотреть за своими национальными банками, а периферийным правительствам, возможно, понадобятся деньги Еврозоны. В идеале их должен предоставить европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), усовершенствование которого стало самым полезным результатом июльского саммита. Однако также имело бы смысл учредить некий банковский фонд Еврозоны вкупе с полномочным органом по реструктуризации банков региона. Это стало бы шагом в рамках более долгосрочного процесса по созданию организационной инфраструктуры. Впрочем, ЕЦБ может оказать банкам помощь и взяв на себя обязательства по предоставлению им неограниченной ликвидности сроком не на шесть месяцев, как сейчас, а на неограниченный период времени.

Великая европейская стена

Никакие из этих мер не сработают до тех пор, пока европейцы не возведут защитную стену вокруг кредитоспособных государств, что подразумевает поддержку суверенного долга Еврозоны. Долг Испании и Италии составляет 2.5 трлн. Евро А что если рынками внезапно овладеет паника в отношении Бельгии или Франции? Некоторые пропагандируют систему евробондов, предполагающую, что долг каждой страны будет гарантирован всеми участниками Еврозоны. Однако потребуются годы на то, чтобы разработать орган надзора, отслеживающий, чтобы страны с высоким уровнем расходов не разбазаривали чужие деньги – а чего региону сейчас определенно не хватает, так это времени. Выходом может стать обращение к единственному институту, способному уверенно противостоять столь широкомасштабной коллективной утрате доверия. ЕЦБ должен объявить о предоставлении гарантий по суверенному долгу всех кредитоспособных стран региона и своей готовности задействовать неограниченные ресурсы для прекращения паники на рынках. Данная тактика соответствует мандату ЕЦБ по обеспечению ценовой и финансовой стабильности в Еврозоне. До тех пор пока правительства платежеспособны, а банк снова продает рынку облигации после кризиса, такая политика не является монетизацией госдолга. В нынешнем рецессионном мире ЕЦБ может купить евробондов на сумму в несколько триллионов евро, не разжигая при этом инфляции. И даже так – это очень большой шаг. Представители Германии в ЕЦБ уходят в отставку в знак протеста против реализуемой Центробанком на данный момент программы ограниченной покупки облигаций. Они опасаются не только риска утраты столь юным финансовым институтом своей репутации, но и того, что ЕЦБ – независимый, но неизбираемый – может быть втянут в самую гущу политической кухни, особенно если он будет провозглашать государства неплатежеспособными и отключать их от системы жизнеобеспечения. Оба этих риска реальны в долгосрочной перспективе, однако их решительно перевешивает насущная потребность положить конец медленному распаду. Будет нонсенсом, если ожесточенная защита Европейским Центробанком монетарного ригоризма окажется причиной, скажем, дефолта Италии или мировой депрессии.

Плохая сделка или очень плохая?

Ознакомьте с нашим планом различных европейцев – немцев-кредиторов, должников-греков, или евроскептиков-британцев – и они могут заныть, что совсем не это им обещали, когда создавалась единая валюта. Совершенно верно – и удручающе неактуально. Сейчас уже неважно, было ли это изначально ужасной идеей. Теперь на первом плане стоит другой вопрос: стоит ли евро того, чтобы его спасать. Не будет ли дешевле расформировать Еврозону прямо сейчас? Не слишком ли высока в долгосрочной перспективе политическая цена реконструирования Европы ради спасения евро? Горькая истина о единой валюте заключается в том, что войти в этот клуб гораздо легче, чем выйти из него. С юридической точки зрения, процедура выхода из состава Еврозоны нигде не прописана. Если Греция наплюет на закон и просто хлопнет дверью – а возможно, она еще так и сделает – она подвергнется набегу вкладчиков на свои банки, поскольку инвесторы поспешат изъять свои депозиты в евро, прежде чем они будут принудительно конвертированы в девальвированную новую драхму. Стране придется принять жесткие меры контроля за движением капитала. Греческие компании, имеющие международные счета, столкнутся с угрозой банкротства, поскольку они неожиданно останутся без наличных средств. Усилится давление на другие проблемные страны. Вот почему мы выступаем за реструктуризацию долга Греции, но при этом предпочитаем, чтобы она оставалась в зоне евро. Представим противоположный вариант: Еврозону покидает сильное государство, такое как Германия, и, возможно, прихватывает с собой еще несколько тяжеловесов валютного блока. Результат будет не менее ужасающим. Курс новой твердой валюты вырастет, что ударит по немецким экспортерам. Экспортные рынки пострадают от хаоса на периферии Еврозоны, а конкурентоспособность северных компаний снизится. Немецкие банки и компании, зеркально отражая развитие ситуации в Греции, пострадают от резкой девальвации активов, деноминированных в евро и размещенных за пределами новой зоны твердой валюты. Тем временем периферия все равно может распасться, если Италия или Испания не захотят иметь общих дел с Грецией. На обломках разорванных и нарушенных договоров, на фоне безудержных скачков валют и злых взаимных упреков, может рухнуть и весь общий рынок Европы, и сам Евросоюз – оплот послевоенной стабильности на континенте – начнет трещать по швам.

Подобные прогнозы сложно проиллюстрировать конкретными цифрами. Аналитики банка UBS полагают, что первый год после развала Еврозоны будет стоить ее периферийным участникам сокращения ВВП на 40-50%, а ключевым государствам – на 20-25%. Да, это всего лишь догадки (как и разнообразные попытки оценить издержки этого распада и спасательных операций). Однако счет, который будет предъявлен к оплате непосредственно после краха Еврозоны, несомненно, будет оцениваться в триллионах евро. Напротив, успешно осуществленная спасательная операция может оказаться выгодной сделкой. Сложите вместе все деньги, уже потраченные на оказание финансовой помощи, прибавьте сумму, необходимую для рекапитализации европейских банков, и любые потенциальные убытки ЕЦБ – и все равно итоговый результат составит лишь сотни миллиардов евро. Если ЕЦБ будет проводить смелые и эффективные интервенции, ему даже не потребуется покупать долг в больших объемах, поскольку он сумеет привлечь на рынок инвесторов. Короче говоря, для Еврозоны было бы губительным безрассудством флиртовать с собственным развалом, если она может позволить себе спасение. Немецкие налогоплательщики могут согласиться с тем, что текущие расходы на наш план спасения ниже, чем убытки, связанные с распадом валютного союза. Однако им претит мысль о том, что это позволит никчемным, безответственным итальянцам и португальцам выйти сухими из воды. Будучи полностью уверенными в том, что их облигации гарантирует сам ЕЦБ, те могут увильнуть от реформ и не встать на путь исправления. Это чревато двумя рисками. Непосредственный (и реальный): разъяренные немцы потребуют вышвырнуть Грецию – силой или с помощью травли – из Еврозоны в назидание прочим. Такая жесткая мера действительно устрашила бы Португалию и Ирландию, однако для Италии или Испании подобная угроза исключения была бы пустой, поскольку эти страны слишком велики и имеют слишком тесные связи с ЕС. Если просто выгнать Грецию, потому что так было удобно, это станет постоянной угрозой безопасности для небольших по размерам членов ЕС. Кроме того, после того, как Греция пройдет дефолт и реструктуризацию, ее экономика получит хороший шанс начать с чистого листа уверенный долгий путь к здоровой экономике.

Более долгосрочный риск относится к идее усиления политической интеграции Европы, сторонники которой уверены, что единственным способом улучшить дисциплину станет основание Соединенных штатов Европы. Возможно, это будет фискальный союз, который будет осуществлять надзор за эмиссией евробондов? Или же новые надзорные функции, которые будут предоставлены правительствам Еврозоны или – не приведи Господь – бесполезному Европарламенту? Где-то тут на заднем плане маячит и мысль о том, что находящиеся у руля власти смогут помыкать остальными. Десять стран, включая Швецию, Польшу и Британию, пользующихся собственной валютой, получат выбор: присоединиться к зоне евро или остаться на обочине новой «центровой» Европы, которая фактически начнет диктовать свою политику. А поскольку это – Европа, здесь высока вероятность того, что политики будут стараться уклоняться от обсуждения многих вопросов со своим электоратом. The Economist допускает, что наша программа спасения на начальных этапах страдает от недостатка демократии, и это необходимо будет исправить, если начнет успешно осуществляться поэтапное продвижение к фискальному союзу. Однако должны существовать методы воздействия хороших правительств на плохие, не требующие создания огромного нового федерального супергосударства. Голландцы предложили наделить еврокомиссара в Брюсселе полномочиями накладывать вето на фискальные злоупотребления и придать его решениям юридическую силу. Г-жа Меркель высказала идею предоставления Суду Европейских Сообществ права требовать от государств надлежащего поведения. Да, это серьезные шаги, и поскольку они связаны с изменениями в договоре, их будет необходимо «продать» избирателям. Однако этим мерам еще далеко до Соединенных штатов Европы.

Меркель пора разъяснить свой выбор

Аутсайдеры могут занервничать, наблюдая за подобным развитием событий. Честно говоря, мы и сами нервничаем. Однако альтернативой может быть коллапс не только Еврозоны, но и общего рынка и всего проекта общеевропейского дома. Евро достиг фазы, на которой уже никто не сможет получить того, чего он хочет – и до немцев следует донести сей факт настойчивее, чем до кого-либо еще. В течение последних полутора лет они, скрепя сердце, нехотя соглашались на полумеры – одна полуспасательная операция за другой - и счет разросся. В конечном итоге именно доверие и репутация решают все. Возможно, Германия и не приветствует поддержку, которую ЕЦБ оказывает менее благоразумным государствам, однако допустить распад зоны евро будет гораздо более непростительным. Пожалуйста, г-жа Меркель, растолкуйте это своим избирателям предельно доходчиво.

Источник.
Я не люблю себя, когда я трушу...
и не люблю, когда невинных бьют,
я не люблю, когда мне лезут в душу,
тем более, когда в нее плюют... (© В.Высоцкий)
Аватар пользователя
Tisha™
-------------------
-------------------
 
Сообщений: 1667
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 15:15
Откуда: Киев
платформа: J-Trader Pats Systems
тех.анализ: Omega ProSuite 2000i
Терморектальный криптоанализ
рынок: Futures
Пункты репутации: 102


Вернуться в Литература.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


cron