Чем скорее это неприятное сравнение станет предметом открытой дискуссии, тем больше шансов, что США еще смогут предотвратить "потерянное десятилетие", как его называют в Латинской Америке. Для него характерны слабый экономический рост, высокий уровень безработицы, рост бедности и процесс реструктурирования долгов. Еще несколько лет назад такое было невозможно представить, но сегодня некоторые индустриально развитые страны, включая США, начали испытывать тяжелые проблемы структурного характера.
Примерами этого являются беспрецедентный для мирного времени рост госдолга и высокий уровень безработицы. На фоне этого частные инвесторы в целях минимизации рисков перераспределяют свои вложения, а крупные концерны и банки накапливают рекордные суммы наличности. Все это происходит в стране, где обычно и граждане, и фирмы быстро потратить деньги не могут. И происходит это в то время, когда ФРС снизила основную учетную ставку до предела.
США не первое государство, которое оказалось в подобной ситуации. Я имею в виду не только Японию. Еще более показательным представляется сравнение с развивающимися странами. Многие из нас помнят "азиатское чудо", которое обернулось финансовым кризисом, или же бум в Мексике, закончившийся "текиловым кризисом". В обоих случаях потребовались годы, чтобы сократить задолженность, которая накопилась за предшествовавший кризису период.
В 80-е годы некоторым странам Латинской Америки, например Чили и Колумбии, "потерянного десятилетия" избежать удалось, однако это исключения. Другие страны, несмотря на то что их существенно поддерживали из-за рубежа, пострадали от слабого экономического роста, высокой безработицы и развала систем социального обеспечения.
Для того чтобы избежать подобного, США необходимо честно оценить ситуацию. Сегодняшние краткосрочные мероприятия по поддержке конъюнктуры они должны дополнить пакетом согласованных между собой структурных реформ.
Как США вообще оказались в такой ситуации? Общепринятым мнением стало, что перед кризисом страна раздула свои балансы. Это было великое время накапливания долгов и кредитов. Люди покупали дома, которые были им не по карману, и оплачивали их "отравленной" ипотекой, которую толком и не понимали. Банки шли на кредитные риски, в достаточной мере не анализируя и не контролируя их. Но главное: мелкие и средние фирмы финансировали все новые сделки, полагая, что источники кредитов никогда не иссякнут.
В итоге США теперь страдают от груза задолженности: долги граждан, банков, мелких и средних фирм, долги государства. Превышение пассивов над активами имеет весьма обременительное свойство - оно глушит желание инвестировать. Впрочем, хорошо уже то, что положение США не настолько драматично, как ситуация в некоторых государствах на окраинах Евросоюза, например в Греции. Однако последствия, которые грозят США, крайне опасны, прежде всего потому, что эти последствия имеют глобальный характер. США - крупнейшая экономика мира, располагающая мировой резервной валютой и самыми большими и ликвидными финансовыми рынками. Время, для того чтобы принять вызов, у правительства пока еще есть, но чем дольше оно этого не делает, тем больше растет угроза потерянного десятилетия.