Неудержимое евро - Суверенная алхимия Сергей Егишянц, 02.10.10 00:09:49
Денежные рынки.
Из денежных властей выделялись азиатские: свои ставки повысили центробанки Тайваня (до 1.5% годовых), Израиля (до 2.0%) и Пакистана (до 13.5%). Goldman Sachs предположил, что ФРС США в ноябре-декабре снизит ставку до нуля и будет выдавать кредиты бесплатно. Пока, однако, в руководстве Фед налицо раскол по уже согласованной ограниченной эмиссии – в этом смысле характерны выступления чиновников в среду: если глава ФРБ Бостона Эрик Розенгрен поддержал Бернанке, то его коллеги из окружных банков Филадельфии и Миннеаполиса Чарлз Плоссер и Нараяна Кочерлакота настроены скептически – и хотя двое последних пока не являются голосующими членами Комитета по открытому рынку, с начала 2011 году они ими станут. Меж тем, политика ФРС имела нежданные последствия для Уолл-Стрит – на рынке облигаций в явных лидерах казначейки, а прочие инструменты утратили популярность: в среднем с начала года оборот ипотечных бондов под покровительством Fannie Mae и Freddie Mac снизился на 13%, а рынок корпоративных облигаций просел на 2% - причём летом ситуация стала совсем аховой, так что, к примеру, оборот корпоративок в июне оказался аж на четверть ниже, чем в том же месяце прошлого года. Трейдеры опасливо говорят, что в нынешних условиях половину из них можно спокойно уволить – какая неприятность!
Агентство Moody`s снизило рейтинг банка Anglo Irish на 3 пункта и пригрозило сделать это ещё раз; агентство S&P убило рейтинги долгов того же банка – тем не менее, правительство Ирландии продолжает закачивать туда казённые деньги, хотя из-за этого дефицит бюджета за текущий год достиг феерической величины в 32% ВВП; кроме новых 5 млрд. евро для Anglo Irish, власти дают ещё 3 млрд. банку Allied Irish. В итоге состояние казны ужасно (за несколько лет госдолг вырос с 25% до 100% ВВП) – и, как пишет Handelsblatt, ЕЦБ приготовился распечатать недавно созданный Фонд финансовой стабильности ЕС; эксперты говорят, что и “успехи” ирландских аукционов случились лишь благодаря центробанкам, скупившим львиную долю свежих выпусков гособлигаций. Moody`s было активно – оно предупредило о новых понижениях рейтингов в банковском секторе Греции, а заодно срезало суверенный рейтинг Испании: впрочем, последнюю новость рынок ждал – и даже возрадовался, что показатель понизили только на 1 пункт. Еврокомиссия выразила опасения о финансовом состоянии германских земельных кредиторов HSH Nordbank, WestLB и BayernLB: в общем, банковский сектор Европы выглядит хило. Из-за этого многие опасались четверга, когда банки возвращали ЕЦБ 225 млрд. ранее занятых у него евро – но всё прошло гладко, ибо центробанк быстренько закачал в финансовую систему сопоставимую сумму: без такого бильбоке банковский сектор нынче не работает.
Валютные рынки.
Китайские власти позволили юаню чуть подрасти – и не сразу: сначала они проигнорировали даже свой манипулируемый рынок, выставив официальный курс ниже реального – но потом образумились. Высокий спрос на штатовские казначейки опустил доходность по 2-летним нотам до рекордного минимума 0.44% годовых – как следствие, американская валюта усилила темп своего спада ко всем основных контрагентам: евро почти добралось до 1.38, а фунт – до 1.60; франк вернулся к рекорду около 0.97. Особо активно евро – видимо, тут виноват ещё и дефицит ликвидности у европейских банков. Но рынок в тревоге: чистая короткая позиция по доллару примерно того же размера, что в начале августа – а тогда случилась быстрая коррекция. Бывший замминистра финансов Японии Эйсуке Сакакибара по кличке “мистер Йена” назвал “неудачей” интервенцию от 15 сентября (объёмом 25 млрд. долларов) и напророчил йене рост выше исторического пика 1995 года в 79.75 за доллар; но не стоит забывать, что Сакакибара является противником премьера Наото Кана и сторонником его оппонента Итиро Озава – поэтому его шпильки по адресу властей необъективны. Азиатские центробанки, устав глядеть на свои растущие валюты, тоже стали тайно скупать доллары; более того, понимая, что реальный спрос на товары сжимается, кое-кто под предлогом диверсификации резервов скупает облигации соседних стран – валюта последних дорожает, и продукция становится менее конкурентоспособной на мировом рынке: так поступает Китай в отношении Японии и других азиатов – и, видимо, он не одинок. Ответные меры принять невозможно – ибо финансовый рынок Китая закрыт для иностранцев. Бразильские власти первыми открыто заявили о “мировой валютной войне” - это мнение разделяют эксперты; и лишь глава МВФ Доминик Стросс-Кан выступает в характерном для евро-бюрократии пофигистическом стиле. Ясно, что эта тема будет одной из главных на саммите Двадцатки, намеченном на 8-9 октября.
Фондовые рынки.
Основные фондовые биржи устали расти без всяких фундаментальных оснований и впали в кому – понимая, что и упасть им тоже не дают, особенно в начавшийся предвыборный для США месяц. Азиатские биржи были как на качелях – если в какой-то стране валюта падала, акции дорожали на радостях за экспорт; когда же валюта росла, акции шли на юг – с завистью глядя на хитрых китайцев. Впрочем, Таиланд подал заявку на покупку китайских облигаций – все ждут, затаив дыхание. Из корпоративных новостей отметим банкротство японской корпорации Takefuji, специализировавшейся на розничном кредитовании – потенциальные обязательства фирмы исчисляются суммой около 2.5 трлн. йен, т.е. почти 30 млрд. долларов.
Товарные рынки.
Предвкушение новой волны эмиссии гнало товарные рынки вверх, вверх и вверх. Нефть Brent добралась до 83.6 долларов за баррель – а вот американский сорт WTI, он же Light, отстал на 2 бакса за бочку. Промышленные металлы тоже вздорожали – так что медь и палладий уже превзошли свои апрельские вершины, на что алюминий и никель пока не сподобились. Золото добралось до 1320 долларов за унцию, а серебро – до 22.2: тут идёт плоский рост без заметных откатов. Продовольствие в основном дорожает: на новые пики взобрались на прошлой неделе кукуруза, рис, соя, рапс, соевое масло, хлопок – и особо бурно росший в цене сахар; всё это уже подбросило инфляционные показатели в мире – то ли ещё будет!
Суверенная алхимия
Азия и Океания.
В экономике всё по-прежнему – реальные показатели не блещут, зато индексы настроений часто хороши. Промышленное производство в Японии в августе упало на 0.3% к июлю (когда тоже отмечалось снижение) против ожиданий роста на 1.2%; производители прогнозируют падение выпуска также в сентябре (на 0.1%) и октябре (ещё на 2.9%). Квартальный обзор Банка Японии “Танкан” в целом показал рост активности в последние месяцы – однако прогнозы на конец года уже снова ушли в минус; особенно неприятно то, что, вопреки прежним ожиданиям, инвестиции в основной капитал опять стали снижаться – и единственным растущим компонентом остались прибыли крупных корпораций. Индексы делового доверия сократились в Японии и Новой Зеландии; опережающие индикаторы Австралии подскочили – но активность производственного сектора Зелёного континента в сентябре ушла в минус, причём новые заказы и выпуск ведут себя ещё хуже; завалился аналогичный показатель Японии – лишь Китай выдал улучшение, реальность которого не очевидна. Новозеландский торговый дефицит в августе вырос из-за обвала экспорта; японский профицит оказался более чем в полтора раза хуже, чем год назад – причём темп приращения экспорта был наименьшим за восемь месяцев.
Широкая денежная масса в Новой Зеландии валится, кредитование в Австралии в ступоре, дефляция в Японии не отступает (цены производителей упали на 1.1% в год, а потребительские – на 0.9%). Продажи новостроек в Австралии в июле-августе снизились на 10%, а разрешения на строительство в августе – на 4.7%; и это ещё не так плохо – в Новой Зеландии последний показатель обвалился на 17.8% (это было ещё до землетрясения в Крайстчёрче!); и только в Японии случился нежданный подскок нового строительства (+20.5% в год) – но, судя по медленному сползанию объёма заказов в строительном секторе, тут нет всплеска активности, а в плюсе виноват эффект низкой базы год назад. Руководство КНР, выдавая скромные показатели рынка недвижимости, само не заблуждается – и ужесточает правила в секторе: вскоре появится налог на недвижимость, а пока повышен размер первого взноса по ипотеке (до 30% общей стоимости) и запрещена выдача любых займов на покупку третьего дома. Уровень безработицы в Японии в августе снизился на 0.1%, запоздало отреагировав на активность экономики в первом полугодии; розница выросла на 1.4% в месяц – тому виной госпрограмма стимулирования покупок автомобилей (которые из-за этого взлетели на 18% в год); впрочем, она завершается, и сентябрьские отраслевые показатели выглядят куда более мрачно. Отметим ещё дорогое топливо (розничный оборот даётся без учёта инфляции) – и жару, нарастившую продажи кондиционеров. По тем же причинам чуть подросла и общая сумма расходов домохозяйств – и это тоже временно.
Как и следовало ожидать, между КНР и США нарастает торговая война. Штатовский Конгресс проголосовал за законопроект, позволяющий вводить пошлины на китайские товары, дешевизна которых проистекает из заниженного курса юаня. В ответ китайцы более чем удвоили тарифы на американские куриные окорочка – мол, демпинговые по ним цены, и всё тут. Заодно начальство КНР словесно жёстко отреагировало на решение Конгресса США – центробанк вышел за рамки дипломатического языка, назвав Обаму “слабым президентом”: похоже, это лишь начало большого пути взаимных санкций и обвинений – пока тут события идут примерно как в 1930-е годы. Япония хочет ввести новый пакет стимулирования – без него экономика снова начала загибаться; правительство сэкономило кое-какие деньги, а доходы казны превысили план в успешном первом полугодии – размер новой программы оценивается в 4.6 трлн. йен, т.е. примерно в 55 млрд. долларов. Впрочем, эксперты полагают, что лучшим стимулом могло бы стать удешевление йены – но как его добиться в условиях “мировой валютной войны”?..
Европа.
ВВП Великобритании во втором квартале остался без пересмотра – но показатель января-марта повысили на 0.1%. Германские машиностроительные заказы замедляются – как всегда, хуже всего обстоят дела со спросом изнутри еврозоны. Выпуск в сфере услуг Британии в июле сократился на 0.2% в месяц (как и в июне) – упал спрос на коммунальные, деловые и финансовые услуги. Индексы деловой активности (PMI) замедлились в Великобритании, Швейцарии и еврозоне – но индикаторы экономических настроений и делового климата ЕС снова подскочили (по малопонятным основаниям). Эффект низкой базы прошлого года породил ускорение роста денежной массы М3 в еврозоне; в Британии этот эффект был слабее – и её агрегат М4 продолжает валиться; заодно снижаются заявки на ипотеку и реальный объём почти всех типов кредитования. Жара и неурожаи продовольствия породили ускорение инфляции в сентябре – везде, кроме Германии, у которой и тут всё не как в иных странах: немцы копят деньги, отказываясь тратить их – отсюда и дефляционное давление слабого спроса. В Британии цены на жильё по сути стоят на месте – впрочем, в целом за третий квартал дома подешевели.
Потребительские настроения улучшались – исключением стала Великобритания. Уровень безработицы в еврозоне достиг нового пика 10.1% - лидирует Испания, чей показатель снова вырос до 20.5%. Безработных в Германии стало ещё на 40 тыс. меньше, а что дальше, непонятно: евро нынче дорожает – и немецкий экспорт уже не так привлекателен для азиатов, как прежде. Но в целом всё ожидаемо – чего нельзя сказать про внезапный подскок числа безработных во Франции (на 16 тыс. в августе). Спрос в Европе слаб – что видно на розничном секторе: во Франции потребительские расходы на промышленные товары в августе упали сразу на 1.6% к июлю, причём и в целом по итогам лета отмечено снижение; розничные продажи в Германии сократились на 0.2% после падения на 0.4% в июле; испанские продажи уже в минусе к прошлому году (на 2.5%), а швейцарские приблизились к тому же – их годовая прибавка составила 0.5% против 4.7% в июле. Единственным светлым пятном оказалась Британия – но уже в сентябре, когда настала пора закупаться осенней одеждой, а заодно люди почуяли приближение конца года: с января 2011 года повышается НДС – так что надо спешить, пока всё не подорожало. Под конец прошлой недели пришли неприятные новости из Испании: согласно неподтверждённым сведениям, ВВП страны в 2007/09 годах завышался официальной статистикой – и в целом масштаб искажения достиг 14.2%; впрочем, подождём официальной реакции.
Америка.
Окончательная оценка ВВП США во втором квартале показала микро-улучшение, но в целом рост остался на уровне 0.4% против января-марта – не вдохновляющий показатель на фоне Германии (+2.2%) и Британии (+1.2%); а в Канаде в июле ВВП упал на 0.1% к июню. Индикаторы производственной активности в США в сентябре были смешанными – порадовал PMI Чикаго, который нежданно подскочил благодаря всплеску новых заказов: автоконцерны рады дешёвому доллару? Держится и Нью-Йорк, а индекс ФРБ Канзас-Сити отскочил от минимума июля; на другом полюсе падение чисел ФРБ Далласа и Ричмонда, а также NAPM Милуоки; национальный индекс ISM припал, но держится выше зоны рецессии – в целом можно говорить о стагнации в производственном секторе США. Цены в Америке растут – особенно на сырьё и продовольствие; а цены на жильё от S&P/Case-Shiller уже пошли вниз. Число получателей пособий по безработице в США держится выше 10 млн. человек – отсюда и мрачные потребительские настроения по всем версиям (Conference Board, ABC News/Washington Post и Мичиганского университета). Кстати, из динамики настроений видно, что даже на пике восстановления середины уходящего десятилетия они не дотягивали до вершин конца 1990-х, но хотя бы в целом держались средних уровней 1950/90-х годов – но нынешние зелёные ростки едва добрались даже до низов прежней рецессии, после чего снова пошли вниз: курс на исторический минимум? Строительные расходы в августе выросли на 0.4% после падения на 1.4% в июле; общие расходы американцев в реальном выражении увеличились на 0.2% в месяц – а если инфляцию привести к реальности, то рост почти обнулится; норма сбережений держится около 6%.
Полный текст статьи и продолжение