Когда я читаю в Интернете статьи на тему SEO, то обязательно нахожу хотя бы пару комментариев из разряда «сеошник хуже пидор@са». Да и в ответ на прошлую мою заметку один из комментаторов написал: «Да они (сеошники) – как раковая опухоль Интернета. Сайты были бы лучше, если бы их не было».
Как руководитель сеошников, я хочу высказать свою точку зрения на причины формирования подобного отношения к таким добрым, порядочным и честным людям, как сеошники. Сразу прошу прощения за «простой» русский язык, но называю все своими именами и использую общепринятые афоризмы.
Причина 1. Быстрые результаты
Каждый клиент хочет быстрых результатов. В моей практике был случай, когда менеджер по продажам поехал к клиенту, подписал договор на поисковое продвижение и забрал предоплату. А когда через 2 часа вернулся в офис, то клиент уже звонил и спрашивал: «Почему я еще не на первом месте?»
Все клиенты хотят результата прямо сейчас, прямо здесь, прямо через 20 секунд после начала работ. Любые рассказы об индексации, ранжировании и поисковых пауках они выслушивают с великим интересом, после чего спрашивают: «Так что, придется ждать до завтра?»
Соответственно, сеошник должен подстраиваться под желания своего клиента. И что же он делает? Раньше это работало очень хорошо. Он лезет на какую-то биржу наподобие «Sape.ru», закупает тучу дешевых ссылок, большинство из которых с дерьмовых сайтов, и выдает клиенту быстрый «результат».
Клиент просил – клиент получил. Качество идет в ущерб скорости. Но если вдруг плохое качество дает о себе знать, то клиент сразу же считает, что сеошник – пидор@с и его обманул. А если еще и результаты быстро не достигнуты, то сеошник – точно мудак! Без вариантов.
Причина 2. «SEO-игла»
Сеошники делают своих клиентов зависимыми. Это так называемая «SEO-игла»: пока ты платишь – твой сайт в ТОПе, перестаешь платить – твой сайт в Ж#ПЕ.
Почему так получается? Причин несколько. Первая – та самая «скорость», которую мы уже рассмотрели.
Другая причина – нежелание самого заказчика работать над своим сайтом. Говоришь клиенту: «Пиши контент, хороший, качественный, профессиональный, а я его буду продвигать». Клиент говорит: «Мне некогда, я тут бизнесом занимаюсь, сам пиши».
Конечно же, любой сеошник или копирайтер с легкостью напишет контент на тему озонаторов или промышленных газовых установок. А если не напишет или напишет плохо – мудак.
Посмотрите правде в глаза: на половину коммерческих тематик ни один сеошник, ни один копирайтер не напишет качественный, профессиональный и интересный контент. В лучшем случае копирайтер может сделать перевод или рерайт.
Написать что-то действительно интересное, профессиональное, с реальными кейсами из жизненной практики может только тот, кто ею непосредственно занимается. Это и будет интересно читателям. Подобные статьи даже и раскручивать не надо – люди сами поставят на них ссылки, и вы получите кучу посетителей сайта и потенциальных клиентов. Посмотрите, например, на эту внутреннюю страницу: http://3208.ru/okna-podolsk/plastikovye ... /index.php. Класс! Я хочу заказать у них установку окон!
Тут стоит сказать про одно «но». Сеошник может продвигать сайт на постоянных факторах, и тогда зависимость от сеошника будет значительно меньше, но это дорого. Про цену мы поговорим позже.
Причина 3. Нет рекомендаций по улучшению и развитию
«Сеошники мудаки, потому что они не дают рекомендаций по развитию нашего сайта», – думаю, вы такое слышали. Все хотят советы и рекомендации.
Но давайте посмотрим на вещи реально: 95% клиентов не будут внедрять рекомендации, даже если они за них заплатили. В моей практике есть случай, когда мы 5 месяцев делали глубокий платный анализ одного крупного сайта. Мы выдали 279 страниц рекомендаций по устранению ошибок и улучшению внутренних и внешних факторов. А в результате было применено ровно 0. Что уже говорить про бесплатные рекомендации и советы?
Если к вам на улице подойдет человек, скажет, что вы жирный, и даст листик с 5 упражнениями, которые сделают вас стройным, вы будете их делать? С вероятностью 99% – нет.
Причина 4. SEO-тексты, SEO-разделы и SEO-тайтлы
Если ваш сеошник на каждой странице написал 2000 символов и 200 раз выделил жирным шрифтом слова «купить ноутбук», «купить ноутбук Киев» и «купить ноутбук дешево», то он, видимо, действительно мудак
Но давайте посмотрим на эту причину под другим углом. Как Google понять, что за чертовщину вы продаете? Есть страница, на которой только фотка и заглавие: «Elenberg 2230KTR05UA». Что это? Утюг, машина, компьютер или вибратор?
Чаще всего сеошники стараются оптимизировать страницу под целевые запросы наподобие «утюг 2230KTR05UA», «купить утюг 2230KTR05UA» и т.п. И для этого они пишут соответствующие тексты и делают соответствующие тайтлы. Некоторые, конечно, перегибают палку, но сама по себе заточка текста под поисковые запросы нужна и не несет ничего плохого.
Отдельно стоит сказать про SEO-разделы. Например, http://www.eurolab.ua/catalogue/locatio ... ro/obolon/. Какое отношение имеет «китайская кухня в Киеве возле метро «Оболонь» к «Eurolab», понять я так и не смог! Наверное, такое: сожрал жареную собаку, стало плохо, поехал в «Eurolab». Понятно, что маркетологи данного сайта рассчитывают получить какой-то трафик на этот раздел, который, может быть, каким-то чудом сконвертируется в клиентов или подписчиков, или еще что-то. Но, сами понимаете, это плохо. И если у сеошника есть руководитель, который такое пропускает, то он – плохой человек, «редиска».
Хотя есть куча проектов (а-ля «порталы»), которым нужно как можно больше трафика любой ценой. Они с радостью используют такие штуки. Но там сеошника за подобные выходки не считают мудаком, потому что это от него и требуется. Так что, иногда мудаковатость сеошника измеряется мудаковатостью его руководства.
Причина 5. ТОП как мерило успеха
Все клиенты хотят быть на первом месте в результатах поисковой выдачи. Ну или в тройке-пятерке. Сеошник, само собой, не может этого на 100% гарантировать, так как там уже кто-то есть (представляете?), и этот кто-то может быть не глупее. Но не попробуешь – не узнаешь. Сеошник берется за дело, сроки поджимают, бюджет ограничен. И вот один-два самых дорогих и конкурентных запроса «не лезут». Не хватает времени, бюджета, тут еще и Google со своими Пингвинами… Сами понимаете, если сайта не будет в ТОПе, то сеошник однозначно мудак
Но сеошник, как любой нормальный человек, не хочет быть мудаком, и его начинает одолевать «темная сторона силы». И он начинает использовать серые и другие нехорошие методы, чтобы как можно быстрее загнать сайт в ТОП и оправдать свое доброе имя. Вот тут проблемы не за горами.
Если мерилом успеха работы сеошника будут оставаться только позиции в ТОПе, то все будет печально еще очень долго. Потому что есть такой фактор, очень важный, на который повлиять нельзя. Google называется. Ему все равно, какой сайт в ТОПе, а какой – нет. Поэтому выходит апдейт Google – и на рынке SEO наступает паника и волнения.
Мерилом успеха работы оптимизатора должны являться ROI, конверсии, деньги, регистрации, скачивания софта... Что угодно конечное, бизнесовое, но не позиции.
Мне, например, все равно, на каких позициях в поисковой выдаче находится сайт Smartme.com.ua (мастерство скрытой рекламы: осенью будут новые хорошие мастер-классы:). Мне важно одно – чтобы каждый канал приносил новых участников на мастер-классы и конференции, и чтобы это было эффективно – чтобы я получал больше денег, чем тратил.
Если использовать такой подход в каждом проекте, то сеошник гораздо реже будет мудаком. Главное правильно задать вопрос: «Как мне получить 100 клиентов в месяц из Интернета/поиска/ Google?» – а не: «Как мне попасть в Топ-3 по запросу «Египет»?»
Причина 6. Бан, фильтр и т.п.
«Сеошник загнал мой сайт под фильтр, поэтому он мудак». Но давайте еще раз посмотрим на процесс поискового продвижения сайта. В нем принимают участие три стороны: сеошник, клиент сеошника (однозначно Д’Артаньян, а не мудак!) и поисковая система (Google или Yandex). За действия третьей стороны – поисковой системы – ответственность не несет никто. А порой эта третья сторона мутит, что хочет.
Помнится, в 2011 году – после одного из летних апдейтов Google – по некоторым запросам с добавкой «Киев» вылазили сайты из Харькова, на которых даже этого слова не было. Поправили, правда, быстро, но все же.
Поэтому не существует методов поискового продвижения сайта, используя которые вы 100% избежите получения штрафных санкций от поисковых систем.
Хороший пример – обновление Google Penguin. Ссылки на сайт начали учитывать абсолютно по-иному, ранжирование совершенно поменялось. И те сайты, которые Google еще вчера «любил» и ставил в ТОП-1 теперь стали «нехорошими» и получили фильтры. Сеошник не гадалка и не мог знать, что такое случится. Но заказчики ждут от сеошника именно навыков Ванды, а если их нет, то он точно мудак.
Тут стоит сказать, что если сеошник умудрился загнать ваш сайт именно в бан, то он, наверное, действительно мудак
Причина 7. Цена
«Он забрал мои деньги и не сделал работу. Он меня кинул. Мудак». Такое можно часто услышать. Очень часто в цене кроется ловушка, которая заставляет заказчиков думать, что все сеошники – мудаки.
Заказчик ищет исполнителя. Конечно же, он выбирает кого-то подешевле. А это оказывается студент второго курса, который прочитал 3 поста на searchengines.ru. Студент готов работать практически за еду, но сделать качественную работу у него не получается. И вот из-за таких студентов заказчики считают всех сеошников мудаками.
В цене также кроется и другая интересная вещь. Некоторые сеошники (как мы, например) предлагают клиентам продвижение на постоянных факторах – это когда на сайт ставятся не временные ссылки, а постоянные. И после прекращения работы с SEO-компанией заказчик не теряет позиции. Но это стоит на порядок дороже. Очевидно, что покупка любого объекта стоит больше его аренды (это я сейчас раскрыл секрет). Клиент не хочет платить больше и в результате становится зависимым от работы сеошника, а когда прекращает с ним работу, то теряет большинство позиций и считает, что сеошник – однозначно мудак.
Не знаю, удалось ли мне раскрыть все причины, по которым заказчики считают сеошников мудаками, но, думаю, основную группу я выделил. И закончили мы на красивой цифре «7». Если есть дополнения, то прошу высказать их в комментариях.
А теперь ряд простых рекомендаций, как обойти эти все проблемы.
1. Работайте над своим сайтом.
Сделайте его Библией в своей теме, и тогда у вас всегда будут клиенты. Хороший, профессиональный контент с кейсами сложно заказать, его придется делать самому (или с помощью своих сотрудников). Самый простой вариант – делайте корявую тезисную статью и давайте хорошему редактору на вычитку и рихтовку. Это быстро и будет стоить вам совсем копейки.
2. Интересуйтесь инструментами, которые используете.
Если заказываете продвижение, то хотя бы почитайте, какие есть варианты его предоставления. Тогда вероятность, что что-то будет сделано не так, очень сильно падает. Когда вы садитесь за руль автомобиля, то изучаете хотя бы базовые подходы к вождению и ПДД. Продвижение – такой же инструмент, как и автомобиль. Только задачи они решают разные.
3. Реалистично оценивайте стоимость и сроки.
Если вам предлагают вывести сайт в ТОП-1 по запросам «фильм», «Египет», «порно» за 2 недели по цене 25 долларов, то стоит задуматься.
4. Смотрите за действиями сеошника.
Если вы «Eurolab», стоит задуматься, нафиг вам на сайте раздел с китайской кухней возле Оболони
5. Возьмите за критерий оценки эффективности работы ROI поискового продвижения.
Пусть ваш сеошник предложит вам вариант, когда поисковое продвижение будет рентабельным для вашего бизнеса. Если не предложит – не сотрудничайте. Или, прежде чем заказывать услуги сразу на 10 000 долларов, закажите тест на 300 долларов, чтобы посмотреть отдачу.